Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Category:

Правильная роль маркетолога в компании

Существует определение маркетолога как "адвоката потребителей". Это, на мой взгляд, хорошее определение – ведь его задача, как бы ни говорили вам, заключается в том, чтобы защищать права потребителя внутри компании. Об этой функции многие забывают и маркетологи переходят на "тёмную сторону", денно и нощно пытаясь найти способ всеми силами убедить покупателя потратить деньги. Действительно, для многих бизнесменов эта ситуация кажетя глупой. Зачем нанимать на работу человека, задача которого – целенаправленно лишать вас прибыли? Да еще и платить ему зарплату. Всё это следствие установки типа "цель бизнеса – извлечение прибыли" и "бизнес - это только ради денег". А, как говорится, shit in – shit out. Поэтому нас со всех сторон окружают шедевры маркетингового гения, которые кропотливо собирают а потом приводят в качестве примеров различные бизнес–тренеры. И в зале восторг: "посмотрите, мы продали три штуки вместо одной!", "как легко мы их раскрутили на аксессуары"... И так далее. Но, не будем забывать, что на таких тренингах, конференциях и семинарах – товар именно вы. Особенно на бесплатных.

Поэтому работа адвоката потребителей, чья задача постоянно искать баланс между потребительской ценностью и нормой прибыли, удовлетворяя и внешнего и внутреннего клиента – работа однозначно конфликтная. В современных реалиях и там, где текущая прибыль является единственной заботой бизнесмена. Но конфликт – это всегда плохо. И в случаях конфронтации маркетолог проигрывает. Всегда. Даже если прав.

Поэтому, на мой взгляд, это определение стоит заменить иным. Маркетолог – это самый изощренный из ваших потребителей. Он – самый умный, занудный, дотошный, придирающийся к каждой мелочи и способный выбирать между вами и конкурентом максимально долго и с помощью лупы. И задача компании прежде всего продать нововведение такому маркетологу. Любое изменение, влияющее на потребительскую ценность, прежде всего необходимо защитить перед внутренним потребителем, который прекрасно знает как выбирают даже самые въедливые.

Конечно, это моделирование. Но за каждой мелочью, за каждым изменением должен стоять ответ на вопрос "почему именно так, а не иначе?". И ответ на этот вопрос должен знать маркетолог. Именно для этого необходимо изучать устройство бизнеса, процессы и технологии. Во-первых, чтобы знать свои слабые места и всегда иметь в запасе аргументы – простое и понятное объяснение для потребителя. Во-вторых, чтобы знать реальные возможности собственной компании. Ведь очень много нововведений не выходят за рамки службы маркетинга лишь потому, что не разбирающийся в технологиях маркетолог на вопрос "а можно?" получил ответ "нельзя" от технического специалиста. Это дурацкий вопрос, привычку задавать который надо искоренять. Не "можно ли сделать...", а "как сделать так, чтоб....". И ответа "никак" на такой вопрос не может прозвучать в принципе (особенно если нечто подобное есть у ваших конкурентов или на смежных рынках). Для маркетолога нет ответов "никак" или "нельзя". Есть другие, типа "это слишком долго" (тогда мы отправляемся в долгосрочное планирование) или "дорого". Ответа "дорого" тоже не существует. Есть ответ "неэффективно в существующих условиях / при существующих объемах". И опять мы возвращаемся к целеполаганию – можно не сейчас, но можно при условии Х, рынке Y и объемах Z.

Вот тогда начинается дискуссия. Тогда начинается планирование и даже создание стратегии. Но что в основе? В основе – придирчивое и самокритичное отношение к собственному продукту. А вовсе ни какая-то абстрактная "любовь к своему потребителю". Любовь определяется поступками. А ваш поступок – это ваш продукт. И чем лучше вы его знаете, тем совершеннее вы его сможете сделать. Именно поэтому быть въедливым и вредным, самым сложным потребителем, не поддающимся уговорам и очарованию коммуникаций – необходимо именно маркетологу. И помните, потребителю не нужен адвокат или любовник. Потребителю просто необходимо понятное и наглядное объяснение выгод предлагаемого вами способа решить его проблему.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “маркетинг” Tag

  • Фрирайтинг вместо контент-маркетинга

    Если вы не знакомы с термином, то фрирайтинг – это такой мозговой штурм для интровертов и социофобов, когда вы садитесь за компьютер и пишете то, о…

  • Вторая волна проактивного бизнеса

    Мы весьма регулярно дискутируем с коллегами по поводу значения прошлого опыта в принятии решений о будущем. Если простыми словами: то надо ли…

  • Избыточная ценность как барьер роста

    В работе над ценностным предложением и его зеркалом — потребительскими ценностями, мы предполагаем чаще всего, что их недостаточно или они не…

  • Продуктовые крайности или Не забудьте про работу с аудиторией

    В жизни мы пытаемся изменить свой продукт так, чтобы он соответствовал целевой аудитории. И знаем достаточно большое, как нам кажется, количество…

  • Отличный, но не идеальный

    Традиционно считается, что перфекционизм в работе – это нечто априорно позитивное. Но это далеко не так. Высокий уровень добросовестности важен,…

  • Рост вопреки трендам: движение против течения

    В отличии от московского, рынок Петербурга более референтный по отношению к региональным. И его тренды более походят на те, которые будут заходить…

  • Сила продавца против customer journey

    Очень часто мы рассматриваем бизнесы как одинаковые на основании того, что они рекламируются в одних и тех же каналах, предлагают одинаковый товар и…

  • Vuca-мир и зона комфорта

    Продолжая тему зоны комфорта из предыдущего поста, добавим немного теории, корнями уходящей аж в 1907-й год. Сегодня этими вопросами занимаются…

  • Сила большой ложки

    Брайан Вансинк (Brian Wansink) как-то писал о том что люди с упорством отрицают факт влияния на их выбор телевизионной рекламы или размещения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments