Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Интеллектуальный капитал и производственное мышление

Традиционно, мы подходим к бизнесу как к чему-то материальному. Поэтому первым стремлением после того, как мы поняли, что бизнес состоялся – проявляется стремление материализовать свой успех и своё дело. И начинается "марафон покупок": от офисных принадлежностей до станков. Это совершенно правильный подход, потому как с его помощью в даже не производите, а создаёте технологию. Которая, как мы знаем, обеспечивает неизбежность ожидаемого результата. Это как раз тот период, о котором я недавно писал – уже не старт, но еще и не период массового производства, а что-то переходное. Но что делать, когда технология создана? Бороться с производственным мышлением.

Это болезнь, свойственная нам еще с советских времён идеология лидерства в производстве средств производства для еще большего производства средств производства хоть и подрастворилась за последние 20 лет, но не исчезла. Точнее, мы пока еще так и не смогли "догнать" новую реальность, где количественные характеристики, связанные с бизнесом, не имеют значения. Поэтому лидерство для нас – это что-то самое большое и легко вычисляемое: самые большие площади, объемы, штат сотрудников. И последние оказываются самым слабым звеном.

Наверняка вам знакомо словосочетание "интеллектуальный капитал" компании. Но мы хорошо знаем лишь про одну его составляющую – патенты, базы данных (big data), товарные знаки и т.п. – нематериальную составляющую, которая помогает максимизировать прибыль. Но помимо неё есть и вторая, куда более сложная для восприятия: это совокупность знаний, навыков и опыта сотрудников компании. А ведь именно благодаря ей появляются патенты, товарные знаки, базы данных – отображаемые в отчётах нематериальные активы. Но встречали когда либо вы в отчете строчку о, например, среднем уровне IQ сотрудников в 110 единиц? Нет.

Именно производственное пост-советское мышление помогает четко расставить приоритеты: станки, оборудование, офис – вечны, люди – расходный материал. И что удивительного, что в результате люди и "расходуются". Ведь для многих компаний обучение становится реальной проблемой: мы вложимся в его обучение и становление, а он от нас уйдет. И зачем нам это необходимо? Ресурс в этом случае формируется с некоторой вероятностью, а инвестиции ресурс в виде оборудования, например, обладает вероятностью в 100%. Машины надежнее людей.

Но давайте посмотрим на современный мир. В нём, как ни странно, есть спрос на технологии (про которые я говорил выше), но производственных возможностей – в избытке. Переключиться на такой подход очень сложно, как пересесть со своего автомобиля на такси. Нужна сила воли, но я знаю тех, кто совершил этот смелый поступок и остался доволен. Конечно, ты теряешь "контроль над дорогой", но ты высвобождаешь самый ценный ресурс – время. Которое можно использовать с толком для бизнеса. Как? Наращивая интеллектуальный капитал своей компании. Т.е. постоянно увеличивая объем знаний и опыта внутри неё.

Выгоды очень просты. Возьмем вас и вашего, более крупного конкурента (например). В современных условиях вы обладаете равными технологическими возможностями, но у него работают 100 идиотов, а у вас 10 умных специалистов. Кто победит в конкурентной борьбе? Конечно, сначала они будут давить "массой". Но потом может произойти та же история, что и с производителями водки: покупатели перестают обращать внимания на бренды, а смотрят на название завода изготовителя на обратной стороне этикетки, справедливо полагая, что "в принципе всё одинаковое". Вот так количество переходит в качество. Причём, их количество в ваше качество. Это только кажется парадоксальным, но конкуренты порой оказывают медвежью услугу, активно расширяя вашу клиентскую базу – кому-то ведь надо исправлять их "косяки".

Но для этого – нужны высококвалифицированные специалисты, которых, как показывает рынок труда, кризис особо не затронул. Более того, на рынке судя по клиентским исканиям, есть острый дефицит, например, менеджеров по маркетингу. На позицию с вполне достойной оплатой в 3-5 тыс. евро в месяц (а это, напомню, 240-400 т.р., неплохая з/п даже для Москвы) кандидатов найти очень сложно и поиски занимают много времени. И это сейчас, в кризис, когда всё падает. А если мы перейдем (не дай Бог, конечно) в стадию роста? Интеллектуальный капитал станет ещё дороже.

При этом в большинстве случаев... дорогой специалист не поможет. (Поэтому кандидаты знают и не спешат). Из вышеупомянутых ста лишь один окажется соображающим, результата не будет. Поэтому вопрос формирования интеллектуального капитала – это вопрос куда более серьезный, чем кажется. Это вопрос не только найма сотрудников, но и создания для них комфортных условий. Выходя из режима стратапа, взрослея, компания и её владельцы должны мигрировать от группы энтузиастов, осваивающих неочевидную нишу, в группу специалистов, работающую в соответствующих условиях. Т.е. если мы образно на первом этапе переехали из гаража в какой-то офис, то теперь этот офис надо сделать пригодным для интеллектуального развития потенциала компании. Я не про дизайн, не про интерьер, я про атмосферу, создать которую – задача владельца.

Если в вашу компанию пришёл специалист, которому вы начали помогать растить компетенции, а потом он её покинул – даже такое развитие не пройдет бесследным для бизнеса. Часть знаний обязательно останется в компании. А чем больше знаний, тем шире горизонты и дальше перспективы. Т.е. тем больше рыночных возможностей, которые вы сможете идентифицировать. Именно поэтому порой один специалист с широким кругозором может быть куда болезнее, чем трое сфокусированных на том, чтобы "уходить с работы вовремя". Даже если его зарплата не в три, а в четыре раза выше.

Интеллектуальный капитал как сумма знаний, навыков, опыта, компетенций – становится ключевым в конкурентной борьбе. Наверняка вы найдете тысячу примеров того, как это не работает: знакомства, откаты, протекция и всё такое. Наверняка опыт подсказывает вам, что нет смысла платить больше (искать сотрудников по-дороже), потому как материальная мотивация не работает. И это будет правдой, но лишь отчасти. Потому как плохо работает то, что не интересует. А интеллектуальный капитал компании растёт тогда, когда сотрудникам нравится своя работа и условия, в которых они ей занимаются. И если на этапе старта второе становится не важным, то на этапе взросления может стать ключевым. Ведь энтузиазм утихает, потому как исчезает "эффект низкой базы" и темпы роста не выглядят так привлекательно – это тоже количество, которое начинает переходить в качество.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments