Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Бизнес в стиле нонконформизма

Признак взросления личности – это отсутствие внешней конформности ("усваивания" модели поведения, навязанной соответствующей моделью культуры, средой обитания). В том числе это связано и с уровнем образования и с уровнем благосостояния: чем они выше, тем меньше возникает потребность оторвать частичку себя и принести её в жертву конформизму, приспосабливаясь к окружению, сохраняя статус кво и подчиняясь давлению социальной группы. Иногда это бессодержательный и веселый ритуал, типа "на "Бромтонах" ездят в пиджаках" или подход к одежде как к униформе (одеться готом не означает быть им). Но иногда это один из немногих мостиков между человеком и социальной группой, к которой он хочет быть причастен "издалека". Как черный S-klass, символ однозначного успеха в области банковского дела, мясопереработки или строительства. Бывают случаи, когда "просто нравится", но в действительности конформность влияет на нас куда больше, чем кажется: мы с легкостью меняем своё "Я" на материальные атрибуты чтобы не чувствовать себя белой вороной. И, порой, с завистью смотрим из тонированного окна своего Range Rover на светло-зеленый Fiat 500 или, что еще чаще, Vespa, оправдывая свой выбор ни чем иным, как рациональностью (и это Range, который покупают вопреки здравому смыслу, только от любви к марке).

Но это всё про людей... давайте про компании. Т.к. они состоят из тех же людей, то компании точно так же подвержены комформности. И чем традиционнее (в их понимании) бизнес, тем больше конформистских ритуалов, которым компании следуют, разогревая конкурентную среду и... увеличивая собственные напрасные расходы. Яркий тому пример – банки. Много рекламы без смысла, но большой площади. Чем крупнее буквы, тем лучше. Чем дороже офисы – тем лучше. Это далеко от потребностей банковских клиентов, которые ждут больше не стабильности и надежности, а гибкости и дешевизны услуг. Это традиционный для отрасли подход, где банки меряются чем-то между собой, забывая о том, что цель той же рекламы – это привлечение клиентов. Конечно, впечатляясь от масштабов рекламной кампании многие делают понятный (но совершенно не логичный) вывод: если банк много тратит, значит у этого банка хорошее положение на рынке. Эвристика в помощь. Но что происходит на самом деле? Конкурентная среда буквально вынуждает компанию–конформиста следовать общепринятым в отрасли правилам. В том числе это защитный механизм, не дающий возможности зайти в конкурентную отрасль новым игрокам: реклама там работает не на повышение продаж, а на защиту своей доли рынка (и это её основная функция, да). Получается, что компании сами себе создают насос, выкачивающий из них деньги. Noblesse oblige, типа.

Но есть и другой тип компаний. Это нон-конформисты, пользуясь человеческим определением. Недавно, кажется, Тиньков, сказал в интервью что-то в духе "какая конкуренция, мы тут мир меняем". Это и есть нонконформистский подход. Наплевательское (в хорошем смысле) отношение на рынок. Почему? Да потому как компания может себе позволить выйти за рамки отраслевой условности и создать свою, радикально другую позицию, избежав "давления групп". Проанализировать сложившиеся в отрасли подходы и сделать наоборот – ведь это путь поиска прорывных или подрывных инноваций. Поиск иного способа удовлетворения потребности – более простого и дешевого.

Да, это пересекается с подрывными инновациями, голубыми океанами, черными лебедями и антихрупкостями... Об этом пишут многие. Но на практике, чтобы достичь результатов, необходимо прежде всего сформировать нон-конформистскую культуру внутри компании. Не отрицающую существующую систему ценностей, а создающую свою, на сто процентов соответствующую внутреннему "Я" как компании, так и её владельцев-идеологов. Для этого необходим, на мой взгляд, прежде всего фокус, смещенный с процесса на результат (удовлетворение потребности). А дальше – работа над собой. Иначе все обещания об изменении мира – окажутся пустой болтовней.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments