Опасность работы с дизайн–фейками

Иногда в компании, связанной с дизайном, возникает большое желание сделать, например, "идеальный проект". Т.е. дать полную свободу дизайнерам и создать по-настоящему крутую штуку. Ту, которая воспринялась бы "на ура" потенциальными клиентами, продемонстрировала уровень и стала маленькой сенсацией в профильном сообществе. Но при всей своей красоте у такой идеи есть еще и много недостатков. Такие проекты, безусловно, дают выпустить креативный пар (иначе они просто теряют смысл) и стать объектом пиара. Но мне кажется, что это реальная проблема: путём создания фейков компания борется не с причиной, а со следствием.

Давайте разберемся, что происходит в реальности. Если компания не может реализовать свой потенциал в клиентских проектах, то на лицо две проблемы: не правильно выбранные клиенты и серьезные разногласия с ними в мировосприятии. Обе из них – не проблемы дизайнеров, а проблемы управленческие. И связаны они с двумя ошибками: ошибкой в рыночной позиции и ошибкой в кадровой политике. В первом случае компания не находит своего потребителя, во втором – ищет художников, а не дизайнеров. И, успешно справившись с обоими ошибками, компания начинает искать способы создать что-то лучше демонстирующее её возможности, чем работы из портфолио, сделанные под прессингом заказичков. Ведь если у компании нет соответствующих задачам и возможностям клиентов и специалистов – то нет и репутации. Поэтому приходятся догоняться ей через фейки, благо для них есть много различных конкурсов и фестивалей. Они, безусловно, так же формируют репутацию. Но не органически (через профессиональный рост), а синтетически, через симулякры и всё такое...

Но это подход к собственному маркетингу, который не является предметом ни гордости, ни порицания – у каждого он свой. Это не есть суть проблемы. Она – соврешенно в другом. Проблема в том, что такой синтетический рост компетентности, признаваемой не рыночными успехами, а фестивальными наградами в том, что на самом деле компания теряет самый ценный ресурс – время. К примеру, сейчас по сети ходит прекрасный проект про молоко, упакованное в бутылку в форме светового луча, исходящего от НЛО. Идея прекрасная. Но у дизайнеров, занимающихся упаковкой, должны всплыть в голове сразу несколько профессиональных вопросов: как такую бутылку дуть и потом мыть. Ответ на них приведет к изучению процесса производства продукта и выяснится много подробных деталей. Именно поэтому дизайн бутылки соевого соуса Kikkoman гениален, а вот кыргызский концепт молочной бутылки – полная фигня. Но при этом ребята потратили время. С точки зрения развития профессиональных навыков – в пустую. Потому как эта работа вызовет, без сомнений, одобрение в дизайнерской среде (идея ведь объективно хороша), но может вызывать недоумение среди потенциальных клиентов.

Получается, что в поисках возможности выплеснуть из себя весь застоявшийся и накопившийся креатив, часто компания делает себе только хуже. Во-первых теряя время и создавая ложное ощущение кометенций, во-вторых – еще больше отдаляясь от клиентов, и так опасающихся работать с непредсказуемыми (с их точки зрения) дизайнерами. Да и маркетологами.

Что же делать? На мой взгляд, ответ очень прост. Браться за реальные проекты. Если вы уже собрались делать работу бесплатно, то почему бы не сделать её для реального клиента, со всеми согласованиями и ограничениями. Ведь если эта работа станет удачной и клиент будет доволен, то шанс того, что он "оставит её себе" и заплатит за проделанную работу – очень велик. По–сути это получается типичный пример описанного в посте ниже agile–подхода. С единственным возможным различием в виде постоплаты, не являющейся обязательным условием. Так в чём же риск? Я не вижу иного обоснования кроме собственной лени. Ведь куда проще сделать всё внутри себя и без противоречий. Но и это тоже лечится :-)

Posts from This Journal by “дизайн” Tag

Бутылка не такая уж и проблемная у molocow. Вот пример бутылки посложнее в изготовлении. Можно было бы даже наклейку поменять, налить молоко и получить близкий эффект.


Вообще согласен с идеей, что лучше сделать крутой проект и отдать реальному производству, чем плодить фейки.
Главное, что в вашем примере есть буртик возле горлышка, который предотвращает выскальзывание бутылки из рук, а у Molocow его нет. Причём, если добавить, то идея пропадает.
Отличная идея - бутылка несложная как в выдувке, так и в мытье. Не подходящий пример с точки зрения эргономики и технологий. А вот с точки зрения маркетинга - кто будет такую бутылку покупать и почему....... если только туристы Area 51.....
Так поэтому и платят деньги дизайнерам и маркетологам – чтобы найти баланс, идеальное соотношение. Нет баланса – нет и профессиональной работы.
Мне кажется, что вы не правы.
Открытый конкурс, это прекрасно.
Очень хорошо показывает, какие границы автор умеет ставить себе сам.
Четкий профессионал сам себе задаст ограничения, которые будут работать в плюс проекта.
Ну а лопух, что с контролем, что без налепит глупостей.


Креатив ради креатива позволяет а) работать вне временных ограничений и б) взломать рамки стандартов (что в работе для клиентов делать с наскока не надо хотя бы потому, что риски для клиента слишком велики).
А простите, вот зачем их "взламывать"?
Какой практический выхлоп вы хотите получить от этого т.н. "взлома"?
Концепт мобильника в виде часов я видел за десять лет до того, как первые "полезные" устройства появились на рынке.
Концепт мобильника в виде часов я видел в журнале "Техническая Эстетика" в 1986 или 89 году. В это же время он появился и у Apple. Я уж не говорю о фантастических фильмах. Вопрос не в этом. Если их создаёт для себя компания в рамках решения стратегических задач – это одно. А если рисует дизайнер не имея понятия о вводных – совсем другое.
Siemens Mobile и вполне звоняще-говорящий.

До того, как идея дойдёт то "стратегических задач", она отрабатывается на отвалах чуть не дотянувших попыток. И совсем не стоит подсовывать что-то, что "могло бы работать", клиенту, который рискует своими деньгами.
Это даже выставлять на конкурсы не надо - зачем вытаскивать часть стратегического НИОКР на публику? :)

Но slavinsky-то говорит не о стратегических НИОКРах, а о "конкурсах дизайна" вида "смотрите, как я круто вы&$%уться могу" :)
Все профильные сообщества занимаются обменом интересными идеями. Они же никому ничего не продали. Просто показали, что могут.
Вне стратегического планирования и НИОКР это - понторезка без выхлопа.
Это какой-то альтернативный взгляд. Люди, вон, на Луну слетали.