Девелопмент как синоним дурновкусия

Мне порой совершенно непонятна логика строителей (девелоперов, проектировщиков, генподрядчиков и застройщиков). Обещают люкс-перелюкс, фантастические условия для жизни и т.п. Ковырнёшь – оказывается всё брехнёй. Я уже не говорю об элементарных вещах технического толка типа свежего воздуха в квартире, но даже просмотр планировок изумляет.

Вроде же логично: ты просыпаешься и идешь в ванную умываться, а потом в гардеробную - одеваться. И если со вторым действием кто-то из смышленых догадался что-то придумать, сделав вход в гардеробную из спальни, то с первым беда. Даже самые маркетинг-ориентированные девелоперы считают, что для того, чтобы умыться, тебе обязательно надо совершить пешую прогулку через всю квартиру до кухни. После этого все рассказы об уникальном "качестве жизни" воспринимаются как враньё, а забота о жильцах дома и продуманность инфраструктуры - рассыпаются как карточные домики. Понятно, что строительный бизнес избегает работы с умными маркетологами и вдумчивыми архитекторами – это очень накладно. Лучше налепить побольше этажей, купят и так. И до последнего времени это работало. А сейчас?

Проблема строительного маркетинга в том, что он не избалован конкуренцией. Добавили полированного гранита, прибавили метров – получился дом бизнес-класса. Поставили лифт с зеркалом и организовали паркинг в подвале – получилась "элиточка". Ах да, заменили белые стеклопакеты на не менее жуткие серые. Верный знак "элитного жилья". Зато научились делать интерактивные сайты. Посетив один из таких и заинтересовавшись квартирой на берегу Финского залива, решили посмотреть. В итоге утопающий в зелени дом буквально на "первой линии" действительно оказлся на ней. Но немного не так, как на картинках: в 50 метрах от оживленного шоссе и в 500 от моря, а не наоборот. Казалось бы, ну уж в этом зачем обманывать, проверить-то легко.

Я уже не говорю об ожиданиях и реальности: в процессе строительства чья-то незримая рука стирает с фасадов новых домов всё, что может порадовать глаз оставляя коробку, эстетическую ценность которой можно охарактеризовать лишь матерным словом на букву "у". Понятно, что девелоперы и строители тоже хотят есть. Понятно, что у них высокая колокольня, с которой они... обсуждают значимость архитектуры (и среды в целом) в формировании здорового социума. И строят очередной рай для суицидников: остаться здоровой психика в таком окружении не может. Но кому какое дело, когда важны только квадратные метры.

Просто любопытно... Неужели откровенно уродуя город, они этого не понимают. Дурновкусие – это синоним девелопмента, безусловно. Но ведь есть совершенно разумные, рациональные вещи, которые странно игнорировать даже тем, кто обладает врожденной тягой к блестящему. Они, простите, тоже ходят в уборную после того, как проснулись. Возможно, конечно, что они считают большим благом тот факт, что для совершения утренних процедур не надо выходить из дома и бежать в деревянную будку, как в их детстве. Но ведь времена меняются. Везде. Только не в строительстве: для нас, оказывается, окна приличного размера и балкон, где можно не только постоять, но и посидеть – это роскошь вне зависимости от того, "лухари" это или очередной муравейник на окраине.

Ведь вроде всё под рукой: интернет, best practice, проекты северных соседей... Но нет, рулит только экономия. Ок, пусть она будет в бюджетном сегменте. Но если ты хочешь что-то по-лучше, что-то сделанное с вниманием к процессу проживания – ты ничего не получишь: не важно, стоит это 2 млн. рублей или 22. Больше убогого декора поверх совковой стройки. И это мы еще опустили мелкие, но важные для жизни детали... Печально :-(


Recent Posts from This Journal

Справедливости ради замечу, что практически во всех нормальных квартирах запроектирован второй стояк водоснабжения в районе спальни. Так что если хотца можно прям из постельки идти душ принять и в туалет.
Другой вопрос, что в традиционной планировке перед тем как идти в ванну-туалет делаешь утром зигзаг на кухню, нажать кнопку чайника-тостера-кофемашины, чтоб придти потом на готовенькое. :)
Это разные модели поведения для разных сегментов :-)
По Москве - знакомый риелтор, уже много лет занимается этим, советовал покупать только квартиру в домах до 1991 года постройки и не вестись на красивую картинку. Нарушено будет все, что можно в строительстве, все развалится или треснет через 3 года в новых домах.
Ну, за планировки, вид и т.п. ответственные проектировщики, строители тут не при чем, девелоперы же при проектировании выступают как внешняя сила, управляющая требованиями.

С самим архитектором все понятно, его ничему плохому не учат и он честно пытается сделать не-говно, но:

1. что такое гардеробная и по какому сценарию ей пользуются архитектор представляет слабо, так как и он и его знакомые живут в однушках-двухшках где ни будь в бибирево на семью из 3-5 человек, где для гардеробной места нет. Что такое two bedrooms он тем более только в фильмах видел. Западные планировки так просто не скатать, так как они идут вразрез со всеми нашими нормами, отечественные же являются предметом постоянного перекопирования с повторением всех имеющихся косяков.

2. у проектировщика есть заказчик, собственно девелопер, который постоянно обкусывает проект в сторону ухудшения. Вот у нас, условно, есть бизнес план, который включает ТЭП, описывающий что будем делать и продавать с точки зрения бизнеса и бюджет.
Архитектору дают ТЭП, он говорит ОК и делает проект, уже немного не идеальный, пролетевший по срокам сдачи раза в два, но пока все хорошо.

Потом, когда проект готов, внезапно выясняется что концы с концами не сходятся, и нужно либо расширять ТЭП - метражи, этажности, количество строений, раздувать класс недвижки и т.п., или/и начинать экономить на отделках, благоустройстве, инфраструктуре и прочих мелочах. Тут важно понимать, что можно сделать нормальный проект с бюджетом XXX, можно сделать нормальный проект с бюджетом YYY<XXX, но достаточно фатально, когда проект с бюджетом XXX начинают втискивать в рамки бюджета YYY разница между которыми тихо растаскивается по заморским счетам и всяким не связанным с проектом расходам девелоперской компанией. На стадии строительства проект также проходит через череду компромиссов: "исправить проблему или заплатить нужным людям". Таким образом, мало-по-малу мы имеем то, что имеем.
Вот пример. Красивый дом, облицованный светлым брусом. В сочетании с серой крышей и серыми окнами - выглядит как кусок дерьма. Измени цвет крыши и стеклопакетов – и объект будет смотреться принципиально по-другому. Какую часть бюжета на это надо потратить? Мизерную. Но всем наплевать... А если продолжить рассуждать дальше, то мы путем нехитрых умозаключений прийдем к тому, что т.к. девелопер не пытается создать дополнительную ценность, то он и не может её продать. Не пытается, потому как не умеет. Поэтому цена является единственным инструментом сравнения. Эта ситуация ровно та же, что и в куче других отраслей: фокус на собственную прибыль и низкая компетенция не даёт компании заработать достаточно, потому как среда, в которой компания действует – изобилует подобными конкурентными предложениями. Меняешь подход – получаешь набор новых ценностей и новый рынок. Ничего исключительного, применимо так же к домам, как и к колбасе.
Тут никакого противоречия, девелоперы привыкли работать на перегретом рынке, построили собачью конуру - оторвали с руками, построили дворец - оторвали с руками, детали товарного предложения не имели какого либо значения.

Потом наступил 2008 год и девелоперов в некотором смысле "национализировали", путем включения в какой ни будь список типа такого: http://www.interfax.ru/russia/422629 и дальше сверхприбыль отдельно, деятельность руководства компании отдельно. И никому ничего не интересно. Можно сколько угодно прыгать вокруг и что то там говорить про рынок, таргетирование, клиентов, вложить 3 рубля получить 30, но проблема в том, что их деятельность перпендикулярна рыночным механизмам.

Сергей, про Питер речь? Неужели выбор об,ъектов ограничивается одним-двумя вариантами? Про планировку даже как-то странно читать. Выбор , как правило , есть в любом сегменте. То , что с внешней эстетикой все печально и за интересные варианты придется переплатить, это факт.(