Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Дизайнеры и не-дизайнеры: обсуждения чужих работ

Не так давно натолкнулся в фейсбук на пару интересных постов. Первый про то, что дизайнеры не понимают, зачем в бренд–буках необходимо всяческое "бла-бла-бла", одинаковое у всех компаний, а второе – почему дизайнеры не дружат между собой. В смысле того, что в российской сети нет ресурсов, где дизайнеры обсуждают свои работы, нормально общаясь и воспринимая чужий советы и критику. Т.е. всё вокруг дизайна и, мне кажется, здесь есть взаимосвязь.

Я, честно, не знают и в мире таких ресурсов, где бы дизайнеры общались между собой. Одно дело школа, другое дело – "обсуждение проектов". Почему такого нет, а Behance полон лайков и постов обожания? Да потому как в этом нет смысла. Да, забавно читать, как кто-то комментирует логотипы: хоть Лебедев, хоть какие-то персонажи рынка брендинга и дизайна. Такое занятие – демонстрация собственной глупости. Потому как плохую работу комментировать нет смысла (она ведь уже сделана и принята), а хорошую тем более. Поэтому комментарии сыпятся от тех, кто хочет показать ими свою значимость. Т.е. от страдающих. Ок, пусть будет так. Но это лирика. Есть и более понятное и логичное обоснование.

Мы оцениваем не качество "дизайна", а впечатление, которое он производит и след, который он оставляет в нашей памяти. Поэтому истинная оценка рождается, когда оценивается не работа из портфолио, а столкновение с дизайном (и продуктом) в реальной жизни. А реальность такова, что без контекста дизайн восприниматься не будет. Вам не понравится упаковка с продуктом, если она будет стоять на липкой и грязной полке в крошечном плохоосвещенном подвале. И уж тем более в сопровождении неприятных запахов. Про какую свежесть будет рассказывать дизайнер? Вам не понравится дизайн, если цена будет очевидно отличаться от разумной в ту или иную сторону... и так далее. Именно поэтому комментировать "кусочки" типа измененного логотипа – это признак непрофессионального подхода. Уж тем более критический разбор, когда его никто не спрашивает.

А теперь подумайте, как можно правильно оценить дизайн, вырвав его из контекста. Вырвав его из конкурентной среды... Я помню обсуждение ресталинга Audi: "ну подумаешь, поменлись кольца – это сможет любой дизайнер сделать". Кольца отрисовать – возможно. Но суть была в том, что поменялся не логотип или стиль, а поменялись автомобили. Поменялся "язык дизайна", где логотип и стиль является следствием, а не причиной. Но этот подход дизайнерам не близок – они не привыкли работать с содержанием – только с формой.

И здесь начинается самое главное. На свете есть много профессий, так или иначе связанных с дизайном. Как в маркетинге есть исследователи, а есть копирайтеры. Так и в дизайне есть разработчики технологий, а есть типографы. Есть иллюстраторы. Есть те, кто занимается графикой, айдентикой и т.п. Но если мы говорим о дизайне, как об основной профессии – то её суть – это работа с содержанием и смыслом. А для всего остального есть "помощники". Чаще всего дизайнеров путают с типографами и иллюстраторами: но они не создают смысл, они работают по четкому техническому заданию: выразить то-то такими-то инструментами. И им, безусловно, вся информация бренд-буков кажется "бла-бла-бла", потому как их задача – не создать смысл, а создать оболочку, формирующую образ.

Об определениях можно спорить сколько угодно и оставаться правым в своих убеждениях. Но опять же речь не о форме, а о содержании самого подхода: если вы не вникаете в суть – то скорее всего ваша работа полезная и нужная, но суб-дизайнерская. Тогда правильной стратегией будет фокусировка на выполнении какой-то одной работы – например, типографической. Но можно ли обойтись "пуговицами", когда необходимо создать пальто? Нет. А задача дизайнера – именно в этом. И осознавая, что по демонстрации этих пуговиц (есть к ним претензии или нет – не суть), невозможно сделать выводов о дизайнерской работе в целом, о том как продукт взаимодействует с потребителем, он просто не видит смысла в том, чтобы обсуждать ту или иную работу. Пусть этим занимаются потребители – это будет самым правильным решением. Хотя, на мой взгляд, так и в любой другой области должно происходить, благо, возможности есть...


Tags: брендинг, дизайн, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “дизайн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments