Маркетинг как создание потребностей

С легкой руки бизнес-образованцев и различных сект по монетизации сознания, такое определение маркетинга стало очень популярным. Я уж думал, что оно исчезло после маркетингового шабаша конца 90-х, но нет – всё еще живо и здравствуйте. Конечно же, такой подход принципиально не верен.

Возможно, во многих (а это определение встречается часто) случаях это вовсе не безграмотность, а недостаточно точная формулировка, где между "созданием" и "удовлетворением" просто пропущена пара слов. "Создание продукта для удовлетворения потребностей". Потому как потребности у человека есть, а вот подходящий способ их удовлетворения найти бывает сложно. Этим и занимается маркетинг. Пытаясь понять истинные причины и цели потребления создать продукт, который способен удовлетворить существующие желания потребности клиента. Потому как между желаниями и потребностями есть большая разница. Это на желания можно воздействовать, а потребности – лежат ниже и до них необходимо "достучаться".

Но если подойти поверхностно, то, конечно, создание потребности кажется вполне очевидным. Вот появился доселе неизвестный гаджет и сформировал нам потребность сидеть в Facebook постоянно. Раньше же такой потребности не было? Кто придумал – маркетологи. Всё ОК.

И именно благодаря такой логике мы имеем такое соотношение успешных продуктов к неудачным: не важно, приложение для знакомств это, овощерезка или их цифрофизический гибрид. Проблема в том, что чаще всего маркетологи ищут правильный ответ на вопрос, который сформулирован не верно. И самый распространенный из них – "какую потребность нам необходимо создать?". Более того, создание потребности еще и приравнивается к формированию платежеспособного спроса: у кого возникнет созданная потребность и как до них достучаться. Задумайтесь, как часто (на самом деле) вы задаётесь такими вопросами?

А ведь думать необходимо совершенно о другом. Суть в том, что все потребности у нас, у потребителей, уже есть. И для того, чтобы новый продукт стал успешным, думать стоит в двух направлениях: о том, как найти неудовлетворенную потребность (которая сидит очень глубоко, да) или же о том как найти более простой/дешевый способ удовлетворения потребности, которая давно известна.

Это очень просто. Но почему-то встречается крайне редко.

Posts from This Journal by “маркетинг” Tag

т.е., правильно ли я понимаю, сравнительно-корректно говорить вместо "создания потребностей", например, "актуализация потребностей", "канализация потребностей в созданные возможности" етс? -)
Вот мне кажется, что про потребности – вообще не корректно. Они были и есть. Меняются они или нет со временем – это спор с долгой историей, скорее меняется последовательность их удовлетворения. А вот если мы говорим применительно к маркетингу, то стоит оперировать не термином "потребность", а термином "(новый) способ удовлетворения потребности". Длиннее, конечно, но точнее.
Мне всегда казалось, что идея "создания потребностей" какая-то манипулятивная. И было очень странно предполагать, что это может работать.
Хе!
Рынок наркоторговли как раз занимается созданием потребности, для последующего ее удовлетворения. :)
Вот и нет. Это как раз поверхностное рассуждение. А если копнуть глубже?
А если копнуть глубже, на том же букете потребностей работают компьютерные игры и экстремальный спорт. А также психологи.
Вот именно! Так новая это потребность или старая? И в чём же необходимость – в самой потребности, или в способе её удовлетворения?
Это - старая.

На самом деле, новые потребности возникают. Как производная того, что люди осваиваются с новыми возможностями.
Скажем, техническая доступность цифровой фотографии через сколько-то итераций породила потребность в сетевых ресурсах для их выкладывания, сервисах поиска картинок и палках для селфи. Мир изменился -> появились новые возможности -> в этих пределах сформировались новые потребности. Разумеется, если бы у человека не было встроенного желания предъявлять себя и смотреть на других, оно бы не сработало :)
по моему потребность старая
ощутить причастность к соц группе
и повыпендприваться, то что Вы в конце написали
или нет?
Создай желание и исполни его

Пришел однажды монах в пещеру к отшельнику и обратился к нему со следующей речью:

— О, Достойный Почитания, прошел среди нашей братии слух о том, что ты зарабатываешь себе на пропитание каким-то необычным способом. Не будешь ли ты так любезен раскрыть мне, в чем его суть?

Усмехнулся отшельник и говорит:

— Все очень просто: я сначала создаю желание, а потом исполняю его.

Задумался монах и спрашивает:

— Говорят: лучше увидеть, чем услышать. Не может ли Достойный Почитания показать мне, как он это делает?

— Конечно, может, — ответил отшельник и схватил монаха за горло, да так сильно, что у того дыхание перехватило. Подождав немного, отшельник спросил монаха:

— Подышать хочешь?

Не в силах вымолвить ни слова, монах знаками показал, что очень хочет этого.

Взяв плату за исполнение желания, отшельник спросил хрипящего и кашляющего монаха:

— Может быть ты посоветуешь кому-нибудь из своей братии обучиться моему ремеслу?

— Конечно, посоветую, — прохрипел монах, мысленно припоминая своих обидчиков.
Re: Создай желание и исполни его
Лейтмотивом того, что ниже напишу, пусть будет слова: "не совсем так". Вовсем НЕ так – это о фразе: "Суть в том, что все потребности у нас, у потребителей, уже есть". Надеюсь, вы не думаете, что существуют только базовые потребности?

Что бы понять, что в ней не так, далеко ходить не надо. Мобильная коммуникация – как отражении глобализации, упрощения коммуникации, динамизма жизни и потребности межличностных взаимодействий – как сущность или стиль жизни, усли хотите, и коммуникативные устройства – как объекты не существовавшей ранее потребности, все это – подсмотренно маркетингом и донесено (как потребность) до сознания всех: от академика и политика и до школьника и домохозяйки!

Скажите, у вас есть сейчас потребность в виртуальном 3D путешествии в Бразилию на карнавал? Только не путайте интерес к путешествиям, потребность в перемене места, с осознанным спросом на 3D туры и ажиотажем в отношении культуры Бразилии. Нет такой потребности?

А е ли я вам скажу, что базис этой потребности уже существует!? А если добавлю о том, что нужно просто много денег на рекламу и пару-тройку лет, что бы сформировать общемировую тенденцию: "Все в Бразилию на карнавал", а точнее в очередь в магазины Apple за 3D-коммуникационными смартфонами iPhone 8?! В это уже проще поверить? Ну так это же и есть маркетинг, который сформирует потребность, установит устойчивый спрос, начнет удоблетворять эту потребность и позволит этой или иной компании заработать на сформированном спросе!

Тут, как говорят, ошибка концептуальная – она в первой строке коммента или она в "нечитании"... скажем "Маркетинг 3.0" Ф.Котлера. Как?