Прокрастинация, эффективность и диджитал–этикет

Продолжая тему диджитал и потребителей, хочется поговорить о потребителе внутреннем. Я уже поднимал эту тему в рамках обсуждения клиенто-ориентированности, которая означает вовсе не заботу о клиенте, а заботу о сотрудниках компании (если руководствоваться не собственными домыслами, а теоретической базой и опытом). Но как заботиться о сотрудниках с использованием цифровых инструментов?

Вопрос очень простой с одной стороны, но соврешенно игнорируемый с другой – вопрос цифрового этикета. Набор банальностей (на первый взгляд), который может существенно усложнить или упростить работу в компании. И одновременно продемонстрировать отношение руководства к сотрудникам.

На эту тему, меж тем, публикуется достаточно много материалов, как правило в американской деловых изданиях. Например, совсем недавно в нескольких источниках попался материал о том, что для американских работодателей становится дурным тоном писать деловые письма (в особенности подчиненным) в выходные. "Если случилось что-то срочное – позвоните. Но никогда не заставляйте ваших самых ответственных сотрудников проверять свой e-mail на выходных". Точно так же, в вне рабочего времени вести деловую активность не рекомендуется – но здесь мы имеем поправку на часовые пояса. Проблема, казалось бы, ничего не стоит – но это только первое ощущение.

Вспомните, на сколько часто работодатели звонили на домашний телефон в отсутствии корпоративного мобильного? Почти никогда. Крайний случай – отсутствие на работе в течение всего дня. Теперь связаться напрямую с сотрудником не является проблемой, но в постоянном доступе он (формально) должен находиться лишь в рабочие часы. Многие об этом забывают. А появление смартфонов (я уже не говорю о домашних компьютерах) и "возможность поработать с документами из дома" – размывают границы рабочего и свободного времени на столько, что любые действия кажутся вполне уместными. Но здесь нужно руководствоваться разумной достаточностью: я помню рассказ одного из друзей, который, работая в крупной компании с директором, живущим за границей, просыпался в 5 утра, чтобы быстро отреагировать на e-mail от босса. Это уж никак не клиенто-ориентированные правила. Если, конечно, вы их не обговорили заранее. Быть всегда на связи может быть выбором самого босса, но никак не его наёмных сотрудников (без соответствующей компенсации, я полагаю).

Я уже не говорю о проблеме "засиживающихся на работе", свойственной, наверное, всем агентствам, работающим с маркетингом, брендингом и дизайном. И ничего хорошего в этом нет – это показатель безграмотного менеджмента и неумение управлять проектами. Результат – выгорание сотрудников и снижение качества работ. Он чаще всего отложенный, но про этот момент нельзя забывать, ведь хорошие мысли приходят быстро только в свежие головы. А ведь теперь "засидеться на работе" означает вовсе не физическое присутствие в офисе: достаточно не просто работы вне его, но и размышлений на эту тему. Ритуал выхода из офиса и включения в светскую жизнь – это важный момент расслабления и перезагрузки. Также как и вход в офис, когда все личные проблемы остаются за порогом и ждут окончания рабочего дня. В этом, кстати, проблема работы фриланс и работы на дому: сменить модель поведения бывает очень сложно.

А помимо этого и благодаря тому, что мы постоянно онлайн – отдыха может и не случиться. Вместо него получается модная нынче прокрастинация. Причина её популярности, на мой взгляд, именно в том, что поток задач благодаря диджитал инструментам, сваливается на вас постоянно, без пауз и перерывов. Поэтому вместо времени, проведенном в информационном ваууме, вы получается время для прокрастинации, зная о важных задачах, но постоянно откладывая их, т.к. сил для решения сейчас – недостаточно. Это страшный дискомфорт.

Вот и получается, что при всех прелестях диджитализации, когда сотрудники могут находиться там где им удобно и работать в том графике, который удобен им, оставаясь постоянно онлайн – вреда от неё с точки зрения клиенто-ориентированности – не меньше чем пользы. Невозможность сосредоточиться на работе, ускоряющееся выгорание, прокрастинация и отсутствие времени для отдыха может стать серьезным барьером в развитии компании. А если еще это и те люди, которые создают основную ценность?

Сейчас, когда всех заботит собственная эффективность, многие компании переходят с офисной на удаленную работу. И часто – вынося за пределы офиса ключевые компетенции. Ведь цифровые технологии и облачные сервисы позволяют сделать это с легкостью. Но многие при этом не учитывают таких мелочей, о которых я писал выше. Мелочей, приводящих к серьезным последствиям. И порой экономия от перехода на сдельную систему и сокращение организационных издержек – не дают необходимого роста эффективности лишь потому, что компания и её руководство просто не научились общаться с сотрудниками по-новому, соблюдая правила цифрового этикета.

Tags:

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

Золотые слова. Восьмичасовой рабочий день в свое время установили не из гуманизма, а потому, что при нем достигается максимум производительности.

Чтобы человек мог работать, он должен и отдыхать.

работая в крупной компании с директором, живущим за границей, просыпался в 5 утра, чтобы быстро отреагировать на e-mail от босса
Это мне кажется совсем маразм плюс желание выслужиться. Директор глобальной компании прекрасно понимает, когда у сотрудников рабочий день.

Edited at 2016-02-25 03:44 pm (UTC)
когда речь идет о выживании посредством
заработка, человек не знает, а главное не
хочет знать ни выходных ни праздников.
у меня куча таких примеров в россии,
когда человек работал по собственному
почину до 21.00 часа в офиисе и выходил
на работу каждую субботу, только чтоб его в штате
оставили. уж не знаю что он там делал - наверно
задания ещё двух-трёх сотрудников выполнял,
но лично для меня такое поведение было бы
поводом к увольнению: не сделал свой объём за
8 часов - иди нахер, не надо мне таких сотрудников.
>поток задач благодаря диджитал инструментам, сваливается на вас постоянно, без пауз и перерывов.

Сергей, расскажите про Ваш порядок дня и Ваших сотрудников?
Я, честно, не представляю рабочий день наших сотрудников. Они сами определяют графики и сроки. Про свой порядок дня тоже не просто написать, но могу сказать что рабочую его часть делю приблизительно пополам: часа 4 на текущую работу и еще 3 на обучение, если можно так сказать.
А у Вас получается выйдя с работы оставить все рабочее там? Не думать вечером за ужином над какой-либо задачей? Откидывать приходящие в голову идеи до рабочего времени?
Да, я научился. Это сложно, но можно. Это, к тому же, еще и крайне полезно. Отвлекаясь и возвращаясь чтобы заново переосмыслить – важная составляющая каждого проекта. Помогает не попасть в собственные же ловушки.