Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Прокрастинация, эффективность и диджитал–этикет

Продолжая тему диджитал и потребителей, хочется поговорить о потребителе внутреннем. Я уже поднимал эту тему в рамках обсуждения клиенто-ориентированности, которая означает вовсе не заботу о клиенте, а заботу о сотрудниках компании (если руководствоваться не собственными домыслами, а теоретической базой и опытом). Но как заботиться о сотрудниках с использованием цифровых инструментов?

Вопрос очень простой с одной стороны, но соврешенно игнорируемый с другой – вопрос цифрового этикета. Набор банальностей (на первый взгляд), который может существенно усложнить или упростить работу в компании. И одновременно продемонстрировать отношение руководства к сотрудникам.

На эту тему, меж тем, публикуется достаточно много материалов, как правило в американской деловых изданиях. Например, совсем недавно в нескольких источниках попался материал о том, что для американских работодателей становится дурным тоном писать деловые письма (в особенности подчиненным) в выходные. "Если случилось что-то срочное – позвоните. Но никогда не заставляйте ваших самых ответственных сотрудников проверять свой e-mail на выходных". Точно так же, в вне рабочего времени вести деловую активность не рекомендуется – но здесь мы имеем поправку на часовые пояса. Проблема, казалось бы, ничего не стоит – но это только первое ощущение.

Вспомните, на сколько часто работодатели звонили на домашний телефон в отсутствии корпоративного мобильного? Почти никогда. Крайний случай – отсутствие на работе в течение всего дня. Теперь связаться напрямую с сотрудником не является проблемой, но в постоянном доступе он (формально) должен находиться лишь в рабочие часы. Многие об этом забывают. А появление смартфонов (я уже не говорю о домашних компьютерах) и "возможность поработать с документами из дома" – размывают границы рабочего и свободного времени на столько, что любые действия кажутся вполне уместными. Но здесь нужно руководствоваться разумной достаточностью: я помню рассказ одного из друзей, который, работая в крупной компании с директором, живущим за границей, просыпался в 5 утра, чтобы быстро отреагировать на e-mail от босса. Это уж никак не клиенто-ориентированные правила. Если, конечно, вы их не обговорили заранее. Быть всегда на связи может быть выбором самого босса, но никак не его наёмных сотрудников (без соответствующей компенсации, я полагаю).

Я уже не говорю о проблеме "засиживающихся на работе", свойственной, наверное, всем агентствам, работающим с маркетингом, брендингом и дизайном. И ничего хорошего в этом нет – это показатель безграмотного менеджмента и неумение управлять проектами. Результат – выгорание сотрудников и снижение качества работ. Он чаще всего отложенный, но про этот момент нельзя забывать, ведь хорошие мысли приходят быстро только в свежие головы. А ведь теперь "засидеться на работе" означает вовсе не физическое присутствие в офисе: достаточно не просто работы вне его, но и размышлений на эту тему. Ритуал выхода из офиса и включения в светскую жизнь – это важный момент расслабления и перезагрузки. Также как и вход в офис, когда все личные проблемы остаются за порогом и ждут окончания рабочего дня. В этом, кстати, проблема работы фриланс и работы на дому: сменить модель поведения бывает очень сложно.

А помимо этого и благодаря тому, что мы постоянно онлайн – отдыха может и не случиться. Вместо него получается модная нынче прокрастинация. Причина её популярности, на мой взгляд, именно в том, что поток задач благодаря диджитал инструментам, сваливается на вас постоянно, без пауз и перерывов. Поэтому вместо времени, проведенном в информационном ваууме, вы получается время для прокрастинации, зная о важных задачах, но постоянно откладывая их, т.к. сил для решения сейчас – недостаточно. Это страшный дискомфорт.

Вот и получается, что при всех прелестях диджитализации, когда сотрудники могут находиться там где им удобно и работать в том графике, который удобен им, оставаясь постоянно онлайн – вреда от неё с точки зрения клиенто-ориентированности – не меньше чем пользы. Невозможность сосредоточиться на работе, ускоряющееся выгорание, прокрастинация и отсутствие времени для отдыха может стать серьезным барьером в развитии компании. А если еще это и те люди, которые создают основную ценность?

Сейчас, когда всех заботит собственная эффективность, многие компании переходят с офисной на удаленную работу. И часто – вынося за пределы офиса ключевые компетенции. Ведь цифровые технологии и облачные сервисы позволяют сделать это с легкостью. Но многие при этом не учитывают таких мелочей, о которых я писал выше. Мелочей, приводящих к серьезным последствиям. И порой экономия от перехода на сдельную систему и сокращение организационных издержек – не дают необходимого роста эффективности лишь потому, что компания и её руководство просто не научились общаться с сотрудниками по-новому, соблюдая правила цифрового этикета.

Tags: бизнес
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments