Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Десегментирование и уход от статусности – оружие против сужающегося рынка

Сегодня изучали любопытную тему – особенности в привычке одеваться у разных наций. Материал был про Великобританию, где подход к одежде очень странный и для нас неоднозначный. Действительно, такое количества странно одетых людей как в Лондоне, встретишь редко. И материалы исследований проливали свет на первопричину. Дело в том, что среди британцев принято одеваться... с юмором. Любая одежда ничего не значит – её воспринимают как униформу. Вот есть униформа гота, вот униформа королевы. Но одеваясь так или так вовсе не означает, что одежда как-то связана с внутренним миром. У британцев здесь наблюдается разрыв.

И это очень любопытно, потому как у нас принято "встречать по одёжке". Т.е. ты – это то, что ты носишь. Ерунда, конечно, если вдуматься. Но тем не менее это определенная модель поведения, где нонконформизм в одежде означает, что ты не такой как все. И только самая малая толика людей абстрагируется от этих понятий. Это связано и с благосостоянием и богатством внутреннего мира (считается , что чем ты беднее и в деньгах и в мыслях, тем необходимее это закамуфлировать вещами). Это связано с отношением к себе (любить себя и покупать себе дорогие вещи проще, чем из любви к себе читать правильные книги). Это связано и с обществом, которое делает выводы на основе того, следуешь ли ты социальным нормам и правилам или нет. Т.е. играешь ли ты "в большую игру".

Но что делать, если беспроигрышный признак статуса вдруг исчезает. Раньше были дешевые и дорогие мобильные телефоны. Теперь есть iPhone, один на всех. Раньше были статусные автомобили – теперь марка вообще ничего не значит. Как и первый класс, в котором летают выигрывшие в лотерею, а владельцы глобальных брендов и повелители мира летают экономическим и едят в McDonald's. Но это все просто примеры... А что произойдет, если на вашем рынке сотрутся сегменты? Если покупатели перестанут выбирать, ориентируясь на свои социальные роли и статусы, а будут покупать just for fun?

Такое моделирование может быть очень полезным. Оно, конечно, из области психологии больше, чем из области менеджмента и маркетинга, но посмотрите как меняются целые сегменты рынка, когда на них стираются различия между дешевым и дорогим. Когда становится модным, например, покупать что-то дешевое. Я очень давно писал про культовые продукты – это единственный материал на русском языке, кстати, про то, как обычные вещи превращаются в них (две части здесь и здесь) – когда занимался люксовым сегментом достаточно плотно и с точки зрения теории, и с точки зрения практики. Культовые продукты – всегда пережиток кризиса. И становятся они культовыми именно как раз благодаря десегментированию рынка и появлению на нём стандарта для всех продуктовых ниш. Как пример, АвтоВАЗ может спасти то, что чиновники пересядут на его продукцию. Хотя нет, неудачный пример, конечно....

И вот что любопытно – десегментированный подход формата "хорош для всех" с долей самоиронии, юмора и такой вот "униформности" – это один из способов выжить на рынке, который еще долгое время будет сжиматься. Историй создания универсальных продуктов для всех можно найти достаточно много. И сейчас, на мой взгляд, самое подходящее время задуматься о том, что бы такого можно было создать на своём рынке. Простое, понятное, не накладывающее обязательств и с простым оправданием собственного выбора. Всего-то :-)


Tags: бизнес, кризис, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “кризис” Tag

  • Ложь во благо бизнеса. Есть ли от этого выигрыш?

    Я смотрю на рынок и компании на российском рынке и на то, что произошло с ними за три года. Одни успешнно работали с опытом, экспертизой,…

  • Ценообразование, которое нужно чтобы выжить здесь и сейчас

    “На каком рынке мы можем стать самым дешевым предложением?” — так стоит ставить бизнесу вопрос сейчас. Ценообразование всегда было щекотливой темой…

  • Про поведенческую экономику и не очень

    Сейчас очень модно рассуждать о когнитивных ловушках, поведенческой экономике и потребительской иррациональности. Но нет ли ощущения, что мы говорим…

  • Время действовать?

    Где-то недавно в ленте я встретил призыв: "нет времени думать, время – делать". Еще одна хорошая вариация на тему "пока другие думают, мы делаем". И…

  • "Предлагай, сокращай"

    Мы жалуемся на законотворцев, которые для привлечения внимания выдвигают популистские лозунги, но не рассказывают, за счёт каких ресурсов…

  • Ненасильственная трансформация

    Российскую экономику ждет очередной виток отрицательного роста, конечно же с постоянно сокращающимися темпами его падения. Ну или чем-то в этом…

  • Эмпатия, ценности и...

    В продолжении предыдущего поста напишу самую банальную из банальностей, о которую в словах постоянно спотыкаются, но почему-то на деле редко кто…

  • На чем компаниям экономить в кризис?

    Представьте себе, что компания Mercedes-Benz, погнавшись за сохранением спроса в кризис, начала упрощать свой S-klasse. Тут подвесочку по-проще, там…

  • Играть вдолгую

    В кризис, в период неопределенности строить планы длиной больше чем в полгода – невозможно. Так скажет любой бизнесмен. Ребята, а разве вас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments