Быть грамотными или тратить лишнее?

"Если вы получаете что-то бесплатно, то товар – это вы". Не знаю, чья это цитата, но она очень точная. Посмотрите на бесплатное телевидение, бесплатные журналы, бесплатные сервисы типа ЖЖ и Medium (с которыми я активно работаю). Это те правила игры, которые мы, как потребители, принимаем и которые мы же, как производители, используем.

И речь вовсе не о монетизации. Выгоды могут быть отоложены, как у меня, например, в блоге, или вы можете снимать сливки сразу – зависит от вас. Но постоянные рассказы о себе отваживают читателей, поэтому приходится выбирать другие, косвенные пути. В этом нет никакого коварства. Но в современных условиях лукавством выглядит "чистосердечное" ведение того же блога. Даже если так (и я знаю тех, кто действительно не ищет коммерческой выгоды), им просто не поверят. Ведь так, правда?

Конечно, есть и исключения. Но даже вездесущая "Википедия" не может считаться первоисточником – многое из написанного там прошло "субъективный фильтр". Такие сообщения вымарываются, но до 100%-ной достоверности ей еще далеко. Поэтому любые ссылки на "Вики" как первоисточники или носитель истинного определения тех или иных вещей – профессионально не корректны. Пока что.

Внимание потребителей – это важный актив компании. Но "внимающий" потребитель, а особенно лояльный, может стать не клиентом, а жертвой, которую компания переварит не стесняясь, замутнив сознание всякой мишурой. Да, это охота. И порой бесплатная приманка (тот самый сыр в мышеловке) – является отличным способом полакомиться.

Такой жесткий взгляд из жестокого мира, где между конкурентами война, "человек человеку волк" и "без лоха и жизнь плоха" – обратная сторона маркетинга, принимающая порой чудовищные формы. Но с маркетингом также, как и с лекарствами: правильно подобранная дозировка помогает, ошибочная – убивает.

Воспринимая себя и всех вокруг как жертв маркетологов мы лишь расписываемся в собственной несостоятельности. Одна из ловушек – это мнение о том, что "на меня они не действуют". На практике люди, отказывающиеся потреблять продукты, поддерживаемые активным маркетингом, перемещаются к потреблению продуктов, поддерживаемых маркетингом пассивным, маркетингом молчания. Причём вторые чаще всего зарабатывают на маркетинговых трюках куда больше, чем первые. Да, да – чаще всего "неподверженные рекламному воздействию" потребляют продукты с худшим соотношением цены и ценности (производственного качества). При этом оставаясь более удовлетворенными, потому как воспринимаемое качество продукта будет значительно выше.

Т.е. "охота" за потребителем – идет даже когда вы её не чувствуете. Но скажите, разве это плохо? Вспомните (кто может) реалии 80-х, подходы до–перестроечных (до-либеральных, как сейчас модно говорить) времён. Те, кто родились в это время и позже не застали ситуации, когда продавец был Богом. Когда его умаляли продать, заискивали и платили втридорога. Многие не помнят, что в первое время свободной торговли и кооперации надо было давать взятку, чтобы тебе открыли банковский счёт! Это были гигантские деньги. Сейчас ситуация поменялась и от нас, потребителей, требуют лишь одно – быть грамотными.

Быть грамотными или тратить лишнее.

Tags:

Recent Posts from This Journal

"И речь вовсе не о монетизации"

Меня всегда искренне удивляет, почему люди считают, что, например, за труд веб-дизайнеров или программистов, работающих над играми можно не платить? Во многих браузерных играх за дополнительную плату можно получать всякие
бонусы, но почти всегда создаются группы на форумах, где люди выказывают недовольство.
Про копирайтеров и блогеров, у которых воруют контент, я вообще молчу.

"Воспринимая себя и всех вокруг как жертв маркетологов мы лишь расписываемся в собственной несостоятельности"

Сейчас приходится по-крестьянски бороться. Например, отвернувшись спиной, обрывать с цветной капусты листики!
Такое вот советское наследие, где уважается только работа руками и производство чего-то материального.

Edited at 2016-01-20 05:49 pm (UTC)
При чем тут советское наследие? За труд дизайнеров или программистов платят издатели игр, очевидно. Если человек делает игру бесплатно, ему за это обещают процент с продаж (или его как-то обманывают, но не будем рассматривать откровенно мошеннических схем). Уважение тут не при чем, это не вопрос намерений, это вопрос возможностей. Если бы потребители могли бесплатно получать материальные продукты с такой же легкостью, как получают иноформационный продукт, они бы с большим удовольствием это сделали. Но килограмм картошки, к большому нашему сожалению, невозможно скачать и распечатать на 3D-принтере. А то бы мы с радостью
Давно заметила, что человеческое внимание - товар.
Только как-то по-дурацки получается, что хозяин этого внимания не очень-то может им распоряжаться. Увернуться от ненужной информации ближе к невозможно, а фильтровать нужную - все сложнее.
Да, ведь оно и покупается и продается. Но в данном случае товар – внимание – время. У кого-то оно дешево стоит, поэтому не сложно вестись на разные уловки. Но чем оно дороже, тем сложнее завоевать внимание.
Боюсь, что человеческая психика устроена у всех примерно одинаково. И не потратить внимания на кучу бумажек, выгребаемых из почтового ящика (где могут быть, например, письма из налоговой или извещения о посылках), на телеэкран там, где ожидаешь светофоров и дорожных знаков, или на левые ссылки, попавшие в вывод поискового запроса, просто невозможно. Даже если во всем этом мусоре не было ни одного ценного байта.

Я все чаще думаю, кому бы и как бы заплатить, чтобы в мой физический почтовый ящик не попадал спам, а в мои поисковые запросы - проплаченные ссылки (поскольку они обычно нерелевантны). Именно потому, что мое внимание мне дорого, мне оно всё по делу нужно.

А если в сторону... У меня есть "охотничий список" товаров, реклама которых для меня небесполезна. В смысле, есть намерение потратить на них деньги. Скажем, меня интересует одежда определенного размера, конкретного набора цветов и из натуральных материалов. Если бы я получала рассылки с такими настройками, они были бы полезны и мне, и продавцам, потому что это то, что я в принципе намерена покупать. Но я еще не видела ни одного магазина в Сети, где бы можно было задать такие настройки. И крайне редко попадалась опция "известить, когда желаемый товар появится в продаже"
Многие не помнят, что в первое время свободной торговли и кооперации надо было давать взятку, чтобы тебе открыли банковский счёт!

Хе!
Помнится на заре юности, чтобы купить не одну пачку мороженного, а ящик приходилось платить в 2,5 раза больше! Стаканчик стоил 20коп, а ящик этих стаканчиков отдавали по 50коп, но мы были не в накладе, продавая их летом в электричке по 5 руб.