Кризис, возможности и страстное желание заработать

Почему следующий год в экономическом смысле будет однозначно хуже прошлого? Всё очень просто – потому как мы к этому готовы. Если большинство бизнесменов считает, что надо готовиться к худшему, значит и всести бизнес они будут из таких соображений: сокращать расходы и искать дополнительные источники доходов. И таким образом влиять на своих сотрудников, поставщиков, покупателей, конкурентов – т.е. на рынок в целом. И вероятнее всего получится "самосбывающееся пророчество" – год 2016-й будет значительно хуже.

Это –  обратная сторона инструмента, предопределяющего и рынок и собственное будущее – стратегии. На положительной стратегической стороне – перспективы роста и цель, которую необходимо достичь. На отрицательной – понимание того, что 2016-й будет еще хуже. "Еще хуже" – это и есть ваша цель! Она поставлена, теперь её надо достичь.

Есть, конечно, подвид тех у кого "всё будет хорошо" и "поживём–увидим". Это особый случай, те, кого несёт течение. Но истинно так подходят к новому году очень немногие: за таким формулировками скрывается либо полное непонимание, либо четкий план. Но в любом случае: какой прогноз на год построит большинство на рынке, таким рынок и станет. А большинство – ждет худшего и ищет новые способы заработать.

С первым уже разобрались, теперь второе. Судя по настроениям, о которых я слышу уже 2-3 месяца, на рынках (близких мне, по крайней мере) появится огромное количество новичков, "осваивающих" новые направления деятельности. Более того, мне довелось встречать старт-апы, которые ищут что-бы им делать в 2016-м году, чтобы заработать денег. Стартап без продукта, только с желанием заработать – это новое антикризисное явление, видимо. Но вот что в этом всём замечательно, так это мотив. Он один у всех, "заработать денег по-быстрому". Денег. По-быстрому. Заработать. В 2016 (две тысячи шестадцатом) году. Карл!

Именно в тот момент, когда потребители во всех сегментах рынка перестают тратить, именно в тот момент, когда у потребителей формируется максимально недоверчивое отношение к новинкам на рынке. Именно в тот момент, когда существующие игроки хватаются за все возможности – на рынок выходим мы, аккуратненькие новички с сильной жаждой наживы. Одно дело, когда ты выходишь на рынок с уникальным продуктом, который сложно повторить. С инновацией, с новой потребительской ценностью. Но ведь надо "быстро". А "инновация" и "быстро" совместимы отлично только в голове у начинающего бизнес: потребителю нужна инновация с доказательствами, хорошо себя зарекомендовавшая. Потому как в кризис прекращаются эксперименты.

Да, действительно, рынки меняются и потребители начинают оптимизироваться и ищут по двум критериям: либо ищут самое дешевое (это 80%), либо ищут оптимальную ценность (оставшиеся 20%). И это прекрасно коррелирует с показателями "выживыших". Если в кризис компании выживают, что в процессе роста после кризиса погибает 2/3 из них – это издержки ценовой конкуренции и ориентировки на базовый сегмент. Потребителям свойственно отказываться от продуктов с низкой ценой и дерьмовым качеством при любой возможности. Но это – далёкая перспектива. Горизонт планирования – полгода максимум.

Только вот в чём проблема: с таким горизонтом в современных условиях бизнес можно построить только при условии бурного экономического роста, когда "прилив поднимает все лодки". Когда рынки падают – такое планирование губит: одно дело, когда с завязанным глазами тебе надо подниматься на гору, а другое дело – когда спускаться.

Более того, в поиске "найти новые непрофильные источники доходов" с целью найти их и удовлетворить потребность в течение 2-3 месяцев мы руководствуемся двумя принципами: максимальной маржи и предельной простоты внедрения продукта. Что получается в результате? Не просто полное дерьмо в виде нового продукта. Вы еще и губите источник существующего дохода, снимая фокус своих усилий с того, в чём компетентны и давая шанс конкурентам, которые держат руку на пульсе рынка, обойти вас. Еще раз: эксперименты с непрофильными бизнесами хороши в двух случаях: когда вы создаете уникальный продукт и планируете его выход на рынок последовательно, не рассчитывая на лавинообразный спрос с первого дня (1), когда на рынке дефицит и нет отраслевых стандартов – покупают всё и у всех (2). Второй случай не соответствует текущей ситуации за исключением сверхдешевых технологий. Но то, что выстреливает в кризис, появляется до него.

Ходит много легенд о том, как компании в кризис переосмыслили свой продукт и сделали нечто совершенно удивительное, что легло в основу истории их успеха. Но вот в чем беда: чтобы сделать такой сокрушительный продукт в кризис, надо набраться компетенций до того, как этот кризис произошёл. Поэтому мы и знаем десятки таких историй успеха. А сотни тысяч провалов – остаются за бортом истории. О них просто нечего рассказывать, потому как никто не помнит, что это были за компании и чем они занимались. Ничем, что было бы достойно внимания.

Posts from This Journal by “кризис” Tag

Объективная реальность – это то, что мы сами и формируем. Ведь она складывается из поведения рыночных агентов, а значит – напрямую зависит от их намерений в будущем.
благими намерениями вымощена дорога в светлое будущее )))
ммм... а можно с примерами? а то совсем философически звучит...
вроде некая логика видится, но сложно применить к тому, что видишь вокруг...
*и канешна, лучше реальные примеры без "дидгитал-бузинессов" (без "ынтернет-лайков-шлайков"), т.е. ,как в кризис пусть ноунейм-анонимизированная, но верим-автору-реальная компания, что-то производящая, чем-то торгующая етс? все равно, фруктовые соки, сковородки, кузнечно-прессовое оборудование, потребкредиты или стоматологические услуги...
я знаю одну страну в которой всегда кризис - вокруг стая идиотов которая мечтает их утопить в Средиземном море и они вынуждены постоянно воевать... страна находится в пустыне практически..... но она полмира снабжается продуктами, электроникой, оружием и пр.

это Израиль.

у него есть одно преимущество....
Хотел ссылку на этот пост давать адептам личностного саморазвития (всякие инфобизнес-молодости туда же), верящим что возможно все, стоит только захотеть - как минимум "прямо сейчас" и "из ничего" точно нет.
Но комментарии подсказывают, что не поможет, будут требовать примеров и верить что у них точно все по другому)
Многие говорят что этот кризис "системный", "затяжной" и т.п. А в этом и есть его и суть и принципиальное отличие – в том, что "прямо сейчас" закончилось. А мышление еще не перестроилось. "Прямо сейчас" у нас продолжалось 25 лет. И вот, закончилось. А как перестроиться, если последние 10 лет ты всем рассказывал о "возьми и сделай"?
Только встроиться к тем, кто эти 10 бесценных лет делал длинный забег. В качестве исполнителей того, что можно взять и сделать прямо сейчас.
Ну, может быть не все так грустно. Ведь большинство всё-таки делало длинный забег.
Звучит оптимистично. Но где это большинство?
Работает. Просто больше работает. Потому как прекрасно понимает, что кризис не меняет цели, а просто (возможно) отодвигает их во времени. Другая проблема с теми, кто ошибся стратегически... Ведь они тоже работают, но часто нет смысла продолжать. Но опять же, здесь нет прямого влияния кризиса.
Нет смысла продолжать - это про "возьми и сделай". Сделали - и все, смысл закончился)
И если бы тех, кто работает с учетом дальней перспективы, было большинство, кризиса не было. Бы)

Edited at 2016-01-12 06:21 pm (UTC)
Стартап без продукта, только с желанием заработать – это новое антикризисное явление, видимо.

Как в анекдоте перестройки "И один отправился добывать десять тысяч долларов, а другой - вагон хлопка"

Кстати, как насчёт предложить народу 3 sentences challenge? Для целей блога можно переформулировать простого работника на компанию. Хотя, можно просто заменить "я" на "мы".
как в мультике про пластилиновую ворону: дураков на базаре много, а зайцев - мало
я про жгучее и неукротимое желание заработать любой ценой. Хотя в основе любого бизнеса лежит именно это - "жажда наживы". В противном случае это не бизнес.
Бизнес – это занятость, а не зарабатывание денег. "Делать бизнес" – это занимать себя работой. А вот "жажда наживы" это совсем другое представление, которое у нас очень хорошо закрепилось в сознании. И в том числе от этого мы пришли к той ситуации, которая есть сейчас.