Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Наверное, первый позитивный пост в этом году

Да, в 2015-м. Несмотря на то, что следующий год по всем разумным предположениям будет хуже, чем 2015-й, есть на мой взгляд один очень позитивный момент. Не знаю, на сколько он очевиден для вас, но подводя итоги этого года в своей работе его нельзя не заметить. И хочется поделиться.

Резко снизившийся уровень жизни, упавшие доходы и постоянные процессы оптимизации и рационализации были характерны практически везде. Если обобщать, то хуже не стало лишь тем, кому просто некуда хуже (даже если они так не считают). Но при этом появилась тонкая прослойка компаний, смотрящих вперед по–особому. И несмотря на изгаженный имидж страны, который был и так не очень, пытаются двигаться вперед в направлении, совсем не свойственном еще несколько лет назад. А именно – на запад. На рынки Европы, Азии и Америки. И речь идет не о Лаосах и Венесуэллах, где легко договориться с коррупционерами, а о вполне себе цивилизованных рынках, где востребован конкурентный продукт.

Мотивов два. Первый – это исчезновение небольшой прослойки потребителей высококачественных и недешевых продуктов на внутреннем рынке, второй – низкая себестоимость продукции благодаря сильно изменившемуся валютному курсу. Не секрет, что уровень оплаты труда сейчас у нас ниже китайского, но никаких серьезных выгод от этого мы не получаем (спасибо политическому курсу). А вот на уровне личной инициативы – да, такие движения есть.

С одной стороны на конкурентные рынки пытаются выйти разрабочики с know-how, с другой – производители недорогих аналогов. При этом европейская (например) сертификация может и не быть проблемой для тех, у кого производство было поставлено, а процессы – отлажены. Т.е. в результате получался продукт "европейского качества", но для внутреннего потребления. Да, таких производителей немного, но именно они составили "клиентский костяк" у нас в этом году. Те, кто из–за изменившейся рыночной конъюнктуры не только нашел пустые ниши, которые может обеспечить продуктом надлежащего для сегмента качества, но и те, кто помимо внутренних ниш нашли еще и внешние – возможности экспорта и продажи на рынках ЕС (я уже не говорю об Украине, Белоруссии и Казахстане). Первыми на эти рынки устремились поставщики виртуальных сервисов и цифровых продуктов – рассказами о чудесах российского брендинга в Китае заполнен весь Forbes, а история Lapka дала мощный стимул отечественным стартаперам. Но помимо этих единичных волшебных случаев есть еще много всего интересного...

Тот же процесс адаптации российских продуктов для внешних рынков с высокоразвитой конкуренцией и сервисом – занятие интересное и драматично меняющее большое количество процессов внутри компании. Я писал и буду еще писать про дизайн–менеджмент. Про концепции позиционирования и бизнес–идеологию. Про продукты и подходы к их созданию. Но все посты, что были написаны в этом году – базируются на новом опыте: опыте подготовке российских клиентов для конкурирования на глобальном рынке. Да, подтянуть сами продукты. Да, создать необходимое ценностное предложение, релевантное рынку с высокой культурой потребления, рационализировать и  точно оформить – это задачи, которые ставятся постоянно и для работы на внутреннем рынке. Но если взять как референтные не результаты изучения конкурентной среды, а best practice, то в результате такого подхода продукт получается не только релевантный российкому рынку, но еще и конкурентоспособный на западном.

Конечно, надо быть реалистами. Шансы на успех есть только у тех компаний, которые готовы к серьезному пересмотру собственного подхода. Это далеко не всегда означает смену материально–технической базы, но точно означает смену образа мысли. Это небольшая кампания. Но риски при внимательных подходах оказываются не так и велики. Порой, выбирать приходится между "рискнуть там" и "потерять всё здесь" – ибо среднесрочные перспективы у нас очень мрачные. Хотя к плохому привыкаешь не намного медленнее, чем к хорошему.

Но вот что любопытно. Еще несколько лет назад о том, чтобы сделать продукт глобального уровня (first class product), никто не думал – быть релевантным внутреннему рынку или чуть лучше него было вполне достаточно. И единицы думали о международных масштабах, привлекая, например, европейские подходы и опыт. Были, но мало. И этим двигал скорее внутренний перфекционизм, чем бизнес–логика. Сейчас же они – одни из тех, кто получает бонусы и стрижёт купоны. И за первопроходцами идет первая волна тех, кто не боится думать более широко и кого не останавливают границы. И это, на мой взгляд, вполне позитивный момент. Пора заканчивать быть ограниченным, раз уж есть такая возможность.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments