Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Война потребителей с маркетингом

Любопытная штука получается. Ты приходишь в сетевой магазин – почти любой супермаркет – и начинается квест. У каждого покупателя свои приёмы: игнорировать предложение в кассовой зоне, не брать продукт из первого ряда (там самые старые), не пользоваться торцевой выкладкой или наоборот, только ей. Кто-то постоянно сравнивает вес в граммах, стараясь игнорировать визуальные приёмы, кто-то – читает только задник (состав продукта). Кто-то пересчитывает за киллограммы.

Парадоксально, но в наше время маркетолог превратился во врага потребителя. Послушаешь Игоря Манна, например, или того самого Алекса Левитаса – и понимаешь почему... Тренеры делают своё дело, помогают "выжать" потребителя. Это продукт, который пользуется спросом и хорошо продаётся и даже спасает в некоторых ситуациях. (Про сбытовой маркетинг я уже писал). Но дальше все эти советы попадают в руки маркетологов, которые оборачивают их против потребителей. А в ответ еще и ждут лояльности. Не удивительно, что у них ничего не получается. А значит – еще больше уловок и трюков. Следующий курс обучения чему-то малобюджетному или партизанскому.

Но вот в чем проблема. Всё хорошо в меру. Правильно рассказать о своём продукте, правильно поставить акцент, правильно создать ценность (и получить за неё вознаграждение) – в этом нет ничего плохого. И те же самые советы от маркетинговых гуру – эффективны и работоспособны. Если подходить к ним разумно и не забывать о том, что по ту сторону коммуникаций такой же человек, как и вы. Но что мы имеем на самом деле?

Работающий маркетинг – это маркетинг, ориентированный на самоуверенных глупцов. Аудитория та же самая, что и у финансовых мошенников: жертвами махинаций с картами становятся люди малограмотные, но с завышенной самооценкой (привет Денингу-Крюгеру). Получается, что и маркетологи для себя выбирают такую аудиторию, а остальных буквально принуждают ненавидеть и себя и свою компанию. Да, выбранная аудитория – массовая и благодарная, безусловно. Но маркетинг – он ведь про другое, не правда ли?

Он не про то, как обмануть. Он про то, как сделать жизнь проще и лучше. Да, в обмен на деньги. Да, порой на большие деньги. Но это то, что делает жизнь лучше. А если вы зайдете на какой–нибудь "росконтроль", то там целые продуктовые категории – опасны для потребления. Я уже давно писал о том, как "Дымов" обманывает своих потребителей. И вроде как такой производитель должен с позором покинуть рынок. Но нет, он живет... И здесь возникает интересный момент.

Если мы, как потребители, позволяем себя обманывать, предпочитая не повышать собственный культурный уровень (т.е. не учиться, не получать новые знания), то мы сами позволяем маркетологам быть такими. Если потребители изначально и без какого либо принуждения выбрали "путь жертвы" исходя из того, что думать – сложно, то много ли найдется тех, кто устоит. Клиент говорит "ну обмани меня, я же всё равно ничего не замечу, правда!". И маркетологи идут именно на поводу у клиентов, давая им сосиски за 150 рублей при цене мяса в 300 за кг. Так может это война, которую ведут лишь единицы?

Повторюсь, здесь нет правды в "дикой наценке". Пример с себестоимостью в пять раз ниже продажной цены – уходят в топку. (Это тоже элемент безграмотности). Цена справедлива, если по ней продается продукт в достаточном количестве. Суть в другом – в том, что потребителю просто подсовывают другой продукт под видом обещанного на упаковке или в коммуникациях, неконкурентоспособный (если знать правду). С молчаливого согласия потребителя. И это – называется маркетинг?

Tags: маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “маркетинг” Tag

  • Фрирайтинг вместо контент-маркетинга

    Если вы не знакомы с термином, то фрирайтинг – это такой мозговой штурм для интровертов и социофобов, когда вы садитесь за компьютер и пишете то, о…

  • Вторая волна проактивного бизнеса

    Мы весьма регулярно дискутируем с коллегами по поводу значения прошлого опыта в принятии решений о будущем. Если простыми словами: то надо ли…

  • Избыточная ценность как барьер роста

    В работе над ценностным предложением и его зеркалом — потребительскими ценностями, мы предполагаем чаще всего, что их недостаточно или они не…

  • Продуктовые крайности или Не забудьте про работу с аудиторией

    В жизни мы пытаемся изменить свой продукт так, чтобы он соответствовал целевой аудитории. И знаем достаточно большое, как нам кажется, количество…

  • Отличный, но не идеальный

    Традиционно считается, что перфекционизм в работе – это нечто априорно позитивное. Но это далеко не так. Высокий уровень добросовестности важен,…

  • Рост вопреки трендам: движение против течения

    В отличии от московского, рынок Петербурга более референтный по отношению к региональным. И его тренды более походят на те, которые будут заходить…

  • Сила продавца против customer journey

    Очень часто мы рассматриваем бизнесы как одинаковые на основании того, что они рекламируются в одних и тех же каналах, предлагают одинаковый товар и…

  • Vuca-мир и зона комфорта

    Продолжая тему зоны комфорта из предыдущего поста, добавим немного теории, корнями уходящей аж в 1907-й год. Сегодня этими вопросами занимаются…

  • Сила большой ложки

    Брайан Вансинк (Brian Wansink) как-то писал о том что люди с упорством отрицают факт влияния на их выбор телевизионной рекламы или размещения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments