Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Mission–Driven Design. Миссия компании как базис для дизайна

Миссия компании – это всегда декларация её социальной ответственности: того вклада, который компания вносит в развитие общества. "Делать людей счастливее" или "помогать компаниям раскрывать свой потенциал", не суть важно. Важно то, что прямо или косвенно, любой бизнес влияет не только на среду вокруг него, но и на общество. И становится либо уважаемым, либо порицаемый. Свежий пример с американским скандалом вокруг "таблетки от СПИДа" – тому прекрасный пример. Но и в России масса примеров ненавистного обществу бизнеса – "Газпром", "Роснефть", Роттенберги и "Платон"... продолжать можно очень долго, обсуждая и тепличные условия и золотые парашюты. Но тем не менее, есть на рынке и те компании, к которым проникаешься особым уважением, даже если до идеального продукта им еще далеко. Хотя бы потому, что они создали бизнес без административной поддержки и развивая его, улучшают окружающую нас действительность. Причём, не из нашего же кармана.

Одно из этих улучшений – это создание благоприятной среды, в максимально широкой трактовке этого термина. Улучшение и вербальной и визуальной среды (не просто среды обитания) может стать миссией для многих компаний, потому как именно в этом мы и нуждаемся. Я еще давно переводил десять правил хорошего дизайна Дитера Рамса, стараясь прокомментировать и донести смысл каждого из них. И одним из важнейших тезисов является тезис об экологичности дизайна. И это не только sustainable design, подразумевающий не только как вещь будет выглядеть, но и как она будет производиться и, после окончания срока службы, утилизироваться. Это экологичность в прямом смысле: меньше невозобновляемых ресурсов на производство и полная переработка при утилизации. Экологичность Рамса – в отсутствии "засоряющего глаза" воздействия, лишнего раздражения. Если нам неприятен запах, мы стараемся дистанцироваться от него. Но такой же дискомфорт доставлет нашим глазам то, что мы наблюдаем. Поэтому продукт должен быть приятен для глаза. И сделать так очень сложно – всегда хочется "занять место в глазах", не потеряться на общем фоне. А это – по сути своей безответственный и человеко-ненавистнический подход. Вспомните, как много эффектных вещей мы неосознавая прячем с глаз долой лишь потому, что при постоянном контакте они вызывают усталость и раздражение. И вспомните то, на что можно смотреть вечно... А ведь со многими вещами нам приходится жить десятилетиями.

И если ваша задача – делать людей счастливее, упрощать жизнь и доставлять им радость – очень важно понять, как это выразить в процессе взаимодействия между компанией и её потребителями. В том числе и при помощи дизайна, с которым они сталкиваются постоянно, каждый раз контактируя с вами. И чем дольше время контакта, тем важнее быть незаметным. Вспомните автомобильный рынок: чем меньше время владения автомобилем, тем вычурнее может быть его форма. Это не только и не столько консерватизм, сколько внимание к потребителю – то что мы видем на рынке автомобилей класса люкс. Они не надоедают, они не выходят из моды, они вне времени. По количеству выштамповок на боках даже самый маленький Mercedes Benz "сделает" и Bentley и Rolls-Royce. И надоест вам. Потому как не надоедают только самые простые, привычные, интуитивно понятные вещи.

Но если ваша миссия – это "будоражить сознание" и менять настроение, как ледяной душ – краткосрочно и эффектно, то определяющие дизайн факторы будут совершенно другими. Здесь недопустима будничность и заурядность. Всегда нужна революция, бунт, протест. И именно так миссия будет воздействовать на дизайн–решения.

Возможно, многим эти рассуждения покажутся чересчур абстрактными, но часто диссонанс между тем что компания делает и как при этом выглядит – заставляет нас обходимо мимо тех, кто, в общем-то полон благих намерений. Яркий тому пример – "Сбербанк". Их миссия ("даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты") на столько противоречит их образу, что невольно не веришь ни тому, ни другому. А сколько таких примеров можно привести?

Изменить дизайн – это проще, чем изменить основу вашего бизнеса. Главное, не понимать под ним исключительно смену вывесок. Ведь порой дизайн – это единственный понятный для клиента инструмент выбора, а его роль будет увеличиваться и увеличиваться на фоне того, что технологическое совершенство становится менее ценным для потребителей: лучшее заменяется более чем достаточным. Поэтому очень важно для компании, продукта, бренда – выглядеть естественно. Т.е. сбалансировать форму и содержания, чтобы перестать быть противоречивым и органично вписаться в потребительскую среду. Любой диссонанс – становится критичным и мешает росту. Если ты выглядишь лучше, чем ты есть на самом деле – тебя быстро "раскусят" потребители. Если ты лучше изнутри чем снаружи – тебя могут просто незаметить... Время выскочек постепенно уходит. Поэтому приходится залезать все глубже и глубже в суть бизнеса, чтобы понять, каким он должен быть на запах и наощупь, как он должен лежать в руке и какого цвета он должен быть. Ведь это – реальное упрощение выбора для ваших потребителей, реальное упрощение их жизни, к которому вы так стремитесь, декларируя его в своей миссии.

Tags: бизнес, дизайн
Subscribe

Posts from This Journal “дизайн” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment