Роскошь, диджитал и физические продукты

Сейчас фокус бизнеса направлен на цифровые решения. Они – проще в реализации, продаже и востребованнее рынком в силу своей дешевизны. Вся жизнь отлично упаковывается в смартфон, но лишается тактильных ощущений. (Об этом я недавно писал). И тем не менее на рынке постоянно появляются " продукты для рук". Это не случайно – тактильная скука становится ощутимой. Человеку свойственно взаимодействовать с окружающей средой и попытки наладить цифро-физическую связь с миром предпринимаются постоянно. Концепты типа поискового робота от Dune&Raby, о которых я писал в мае – это конечно далеко от реальности. Но вот Palette – физическая система управления интерфейсом программ Adobe наподобие микшерского пульта – это реальность. (Как и кнопка Amazon).
Конечно, можно спорить о практическом применении именно данного продукта, но долгоиграющий тренд – остается. Мы хотим работать руками, мы хотим ощущать процесс, а не только наблюдать за ним. И в стремительно оцифровывающемся мире ценность тактильного взаимодействия начинает возрастать. Это мы помним – вопрос лишь в том, как это применить "на себя". И не среди создателей упаковки, а среди создателей цифровых решений.

Безусловно, это удобно – держать всё в смартфоне. Смотреть там курсы валют, прогноз погоды, читать книги и слушать музыку. Смартфон становится частью комфортной и дешевой жизни. Это пока он в новинку... Вспомните видео, где со временем с рабочего стола пропадают календари и записные книжки, потом исчезает факс и книжная полка... и вместо обжитого пространства вы получаете пустой стол. Хорошо ли это? Если у тебя проблема с пространством – то да. Если тебе необходимо, чтобы работа была всегда с тобой – то да. Но и то и другое – это атрибут скорее бедности, чем богатства. Конечно, существуют арт–объекты, но из просторной квартиры или дома сложно сделать музей – человеку нужна среда для жизни и среда для творчества. А диджитализация всего и вся приводит к разрушению этой среды.

Именно поэтому "диджикал" становится атрибутом премиального и люксового сегмента. Полностью цифровой интерфейс взаимодействия становится атрибутом дешевого продукта, а цифро–физический – дорогого. Это пока еще очевидно не во всех сегментах: например, заменить дорогую "физическую" приборную панель на жидкокристаллический дисплей могут себе позволить Audi, Mercedes и...Fiat 500. Разная идеология. Для консервативных клиентов это круто, для тех, кто предпочитает автомобиль в 5-10 раз меньший по цене – дешево. Разное восприятие инноваций. И дешевизна в результате победит, никто в этом не сомневается.

Вопрос в том, что делать дальше? Чем дороже и ценнее ты хочешь восприниматься, тем больше ты нуждаешься в физическом продукте. Даже несмотря на возможность полной виртуализации. Например, банковских услуг... Самая большая проблема – это желание обладания. Цифровые продукты подобны тратам с кредитной карты, которые делаются значительно легче, чем наличными. С тем, что мы не держим в руках, расстаться проще. И, что важнее, с такими продуктами не формируется ощущение собственности. А чем ценнее покупка, тем оно важнее... И таким образом мы приходим к миру симулякров, если их можно так назвать – физических копий цифровых продуктов.

При этом необходимо еще и соблюдать тесную взаимосвязь. Как ваше приложение выглядело бы, если бы оно было физическим объектом. Как ваш сайт физически реализуется в виде вашего офиса или выставочного стенда? Звучит, возможно, диковато – но если задуматься, то в мире цифро-физических продуктов связь до сих пор односторонняя – у физического продукта редко встречается его цифровое подобие, а у цифрового – почти полностью отсутствует физическое.

И это  – огромная и очень интересная тема для работы, с которой мы, например, активно экспериментируем уже 2-3 года. Если какое-то время назад мысли о том, что печатные материалы и сайт должны быть визуально идентичными – воспринимались как ересь, то теперь они стали нормой. Но давайте пойдем дальше – ведь пользователи и покупатели уже давно привыкли к тому, что продукты становятся цифро-физическими. Детские игрушки типа Firby – это начало. А сколько бытовой техники может работать таким образом – и даже без вашего участия. И если цифровые и физические объекты превращаются в крутой замес, где не отделить одно от другого – значит и подход к созданию самих физических продуктов, включая их дизайн – может быть такой же – digical.

При этом, если раньше целью многих производителей была экономия (в т.ч. и на внешнем виде и материалах отделки), то сейчас эта задача решается элементарно. Вспомните пульты к телевизорам стоимостью в несколько тысяч евро. Они выглядят так же, как пульт от радиоприёмника за 900 рублей из дешевого гипермаркета. (Ок, дороже. Там даже сенсорные панели бывают). И их можно смело исключать, создав простой интерфейс для смартфона. А соответствующий физический продукт сделать с правильными тактильными ощущениями (и за отдельную плату). Пока этого не дает сделать только инерционность мышления производителя – но время движется вперед. И, быть может, пример этот не слишком хорош – но он отражает суть. Повальная диджитализация всего и всё – это лишь одна сторона. Вторая – это физическое воплощение цифровых продуктов. Которая, скорее всего, станет новым атрибутом роскоши.
СохранитьСохранить

Posts from This Journal by “роскошь или luxury” Tag

Если бы тактильные ощущения были так важны, сейчас был бы бум BlackBerry, а Яблоко спешно разрабатывало бы телефон с выдвижной клавиатурой.

Дешёвый пластик не создаёт ощущений, а интерфейсов в стиле стимпанка из благородных металла и дерева чего-то не наблюдается.

О электронных игрушках можно сказать только то, что через них хаккеры атакуют детскую. Идеальная игрушка будет подключена к сети, чтобы на серверах гонять программы распознавания речи, а видео с неё будет сливаться на тёмные сервера, где бородатые дяди буду нарезать из него педофильский контент.
Вдогонку: большинству народа нужен интерфейс с одной кнопкой. Когда весь ужас управления упрятывается под плоский экран - это одно дело. Когда всё это вылезает в третье измерение, нужно быть гением, чтобы пользователи от результата в страхе не разбежались.
Так в этом и сложность – сочетать. С одной стороны – одна кнопка. С другой – такая офигительная, что её тянет нажать. И если раньше (продолжая аналогию) можно было рассыпать по панели управления много средненьких кнопочек, то одна – должна быть идеальной. По этому пути вроде как пытается иди Vertu (по крайней мере они еще пока живы). Посмотрим, что будет. Hasselblad со своей круто выглядящей камерой на основе Sony – не попал в рынок, несмотря на мои прогнозы :-)) Т.ч. вполне допускаю, что могу ошибаться и в этот раз.
Hasselblad - это было неперевзойдённое качество. Камера профессионального фотографа должна выглядеть невзрачно.
Я про Lunar / Stellar – крутую упаковку для обычной камеры Sony.
У некоторых тяга к тактильным ощущениям заканчивается пушистой оболочкой на устройство ;)
Хотя перчатки с возможностью работать в них с тачскрином - идея супер ;)