Do it for fun! Дело жизни для удовольствия

И бизнес и продут обязаны быть интересным. Сейчас, во время совершенно новых технологических возможностей, скука и стандартные подходы являются тормозом бизнеса куда большим, чем отсутствие возможностей для роста или тяжелая экономическая ситуация. И наоборот, бизнес, от которого получают удовольствие все стороны – развивается очень активно.

В чем фишка Uber? Для пользователей это удобный способ передвижения, лишенный неопределенности: они знают не только когда, но и на чём и с кем они поедут. А для водителей? Оказывается, что водители Uber важнейшим из мотиваторов выбирают вовсе не деньги, а.... возможность общения с интересными людьми! Это не способ зарабатывать на хлеб, это еще и важный для них нематериальный стимул. И пока Uber и Lyft раскачивают рынок, мы ждем появления на нём конкурентов с более точным фокусом: водители-журналисты, водители-геи, водители-экскурсоводы (и водители молчуны тоже, естественно) – всё что угодно, если аудитория мегаполиса позволяет. Вы же наверняка и в своей копилке имеете рассказ о том, как вы интересно общались с водителем такси? Конечно, никуда не денутся и жесткие стандарты сервиса – российские таксисты еще даже не научились правильно сидеть в машине, чаще всего доставляя откровенный дискомфорт сзади сидящим пассажирам, но если посмотреть дальше? Общение во время поездки по пробкам – может стать дифференцирующим фактором и для пассажира и для водителя – они оба могут получить удовольствие.

Это просто наглядная картинка, но если подойти к вопросу чуть серьезнее? С одной стороны все тенденции во взаимоотношениях между бизнесом и потребителям говорят о том, что клиенты все глубже проникают внутрь компании и берут на себя часть функций, ранее не выпускавшимся из рук менеджмента. Клиенты сами занимаются маркетингом и продажами, сами определяют как и когда им будет оказана услуга. В новой банковской парадигме вкладчик может определить, кому выдавать кредит, а кому нет... И это не фантастика, а реально работающие бизнесы. Но если посмотреть не снаружи, где покупатель отбирает всю приятную работу у продавца, а изнутри?

Людей в компаниях становится все меньше, но работать они должны всё лучше и лучше. Как этого достичь? Не только опционами и процентами от продаж, не только бизнес–привелегиями... компания приходится думать, как её сотрудники будут получать удовольствие от собственной работы. И как только эта модель создается – старая начинает трещать по швам. Пример рынка такси тому пример. Конечно, это в большей степени атрибут сервисной экономки... но, блин, она сейчас почти вся сервисная и доля сервисов будет только расти. Это и есть социализм – все блага равно доступны каждому ))) Их не надо покупать, ими не надо обладать. Их можно брать на прокат. И этот тренд идет сверху вниз из люксового сегмента: яхты, летние дома, лимузины для выезда в вечернем платье....Пользоваться только тогда, когда тебе надо. Теперь и в среднем и в нижнем ценовых сегментах. А для этого нужна сервисная инфраструктура. Та, в которорой работают люди, получая от своей работы удовольствие.

А если работа доставляет удовольствие, то и жизнь меняется. И, что еще важно, временная работа становится постоянной. Это стратегия win-win, где выигрывают все. Потребитель от высокого качества товара или услуги (иначе удовольствие не получить), и поставщик – от того, что занимается любимым делом и делает его хорошо. Идеальная картинка.

PS Не помню где, но уже встречал термин "уберизация" экономики. На мой взгляд если уж его и использовать, то говоря о бизнесе в этом контексте, а не называя "уберизацией" объединение сервисов геолокации с какими-либо физическими. То – про технологии, которые уже не имеют значения. Это – про совершенно новый тип взаимодействия между сотрудником компании и клиентом.

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

Учитель :)
Мне кажется пора выйти за рамка продукта/услуги, как нечто материальное.
Материальный носитель товара или услуги может даже совсем отсутствовать :) А бизнес может при этом быть очень маржинальным.
Просто следует развести в разные стороны форму продукта и сам продукт. И тогда найдутся абсолютно радикальные способы доставки продукта. Голубой океан, да и только :_)
Всё это замечательно, но подобные вещи резко снижают качество. За подобными компаниями тянется череда судов.

Но, заняв монопольное положение, такие компании могут ещё и эксплуатировать тех, кто делают дело. Вот оттуда и вылезают ценовые преимущества.
Пока это дикие рынки, да – такое будет. Потому как водителю Uber до парижского таксиста – еще учиться и учиться. Хотя бы правильно сидеть в машине. Но на то и есть конкуренция. Uber, Gett, Yandex.Taxi сформируют рынок, а дальше начнется его дифференциация на "подешевле" и "поудобнее". И ситуация вернется к исходной и формализованной – один тип машин, обучение водителей и т.д... Я вполне допускаю. Или водители самоорганизуются благодаря рейтингам и отзывам клиентов.

Но самый важный момент здесь какой – следить за качеством теперь задача не компании, а покупателей. В этом очень важный сдвиг всей парадигмы.

Edited at 2015-11-15 08:00 am (UTC)
Но на то и есть конкуренция.

Конкуренции нет. Есть монополия. То, что рынок захвачен не одной фирмой, а поделён между тремя монстрами, для гномов в шахтах ничего не меняет. Тем более, что из гигантов выживает один.

Как Гугл пожрал в Германии другие поисковики. Как Фейсбук пожрал социальные сети.

А покупатель не может следить за качеством. Его область: нравится - не нравится.

Государства и организации создают проверки с сертификатами, чтобы выявлять то, что клиент заметить не в состоянии.

Так мы договоримся до того, что за радиационной безопасностью можно следить потребителям продуктов.
Как только появятся неудовлетворенные потребители, появится и спрос на альтернативное предложение. А если всем нравится – так что же переживать?
В смысле, пускай дохнут? Можно ещё и креш-тесты для машин не проводить. Пускай покупатели сами.

Или, вот, в Японии на молоко из Фукушимы повесили наклеечки о происхождении из других территорий. А кто там когда от последствий погибнет - это пофиг. Чего переживать? Молоко-то сейчас вкусное, а детекторов радиоактивности на языке нету.
>Это стратегия win-win, где выигрывают все

В цепочке производитель-посредник-потребитель - не вижу примеров.

>В чем фишка Uber? Для пользователей это удобный способ передвижения, лишенный неопределенности: они знают не только когда, но и на чём и с кем они поедут.

В реалиях Москвы проблема в том, что пассажиры вообще не знают: поедут ли они вообще, не говоря о том с кем и когда.

Корень кроется в изначально плохой основе сервиса: стремлении подобных сервисов обойти установленные законом правила оказания услуг.

>Не помню где, но уже встречал термин "уберизация" экономики.

Есть что-то негативное в этом термине.
В цепочке производитель–посредник–потребитель чаще всего win-win – это удаление лишнего посредника. Остаются только те, кто генерит ценность – это нормально.

А по поводу стремления обойти законы... это скорее не законы, а бизнес–модели советские, с таксопарками. Которые уже давным давно отсутствуют везде в мире. А дальше – конкуренция, увеличение ценности, возвращение к стандартам обслуживания. Нормальный процесс.