Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Компании без будущего

Сейчас все чаще и чаще возникают ситуации, когда компании, долго и успешно работающие на рынке – становятся ему безразличны. Это хорошо заметно, например, по ритейлу, где крупные сетевые игроки занимаются вытеснение слабых по всем фронтам: и онлайн, и в традиционной рознице. Это заметно по рынку доставки, где более крупные игроки вытесняют более мелких благодаря более эффективной модели. Да, в основе лежит ценовая конкуренция и подход, позволяющий экономить на масштабе. Яркий тому пример – рынок доставки суши в Петербурге. Появление "Двух палочек" моментально перекроило рынок, но не за счет низких цен, а за счет отличной упаковки их продуктов. Ну и ярких Fiat 500, бросающихся в глаза. Пусть их продукция стоила дороже, но ощущения от процесса потребления были совершенно иными.

Удел небольших игроков очень часто заключается в том, чтобы раскачать рынок и сформировать на нем спрос, достаточный для того, чтобы рынок стал интересен крупному игроку. Если мы говорим о конкурентном предложении, то для федерального игрока с большим ресурсом зайти в ритейл не слишком сложно: оценить количество текущих игроков и вытеснить их с рынка, делая более интересное предложение потребителям на тот же самый продукт. И многие небольшие игроки допускают ошибку: они надеятся на то, что крупный игрок купит их долю рынка вместе с их бизнесом и клиентами. Это возможно, но лишь там, где скорость переключения крайне низка, а риски смены поставщика – высоки. Например, это банковская отрасль. Но никак не ритейл или общепит: чем ниже входной барьер (доступнее возможность попробовать), тем проще и переключение с одной компании на другую.

И тогда возникает ситуация, в которой либо ты вынужден создать дополнительную ценность или просто уйти с рынка. Совсем. Но при том, что в ритейле эта ситуация была очевидна еще 10 лет назад, много ли тех, кто думал об этом всерьёз? Нет, крайне мало. Потому как проблемы стратегического характера всегда остаются на завтра, сегодня – насущные проблемы. Сколько таких ситуацию в B2B? Сколько таких ситуаций на рынке B2C? Можно не вспоминать о Kodak или Polaroid (они пропустили инновации в отрасли), а посмотреть на продуктовые магазины вокруг... Если твоя ценность в том, чтобы отсортировать и доставить продукт максимально близко до потребителя – будущее может быть весьма печальным. Если потребитель не может четко сказать, чем твой продукт отличается от такого же, но в два раза ниже по цене – будущее так же выглядит непривлекательно.

Но неужели у небольших компаний и компаний среднего размера, осуществляющих функции распределения (если быть честными перед собой) – нет будущего. Вероятнее всего – нет. Уход в узкоспециализированную нишу, не интересную крупному игроку – возможен, но требует иных компетенций. Уход в сервисную составляющую возможен там, где люди готовы платить. Уход к иной форме взаимоотношений, где вместо права собственности потребитель получает право обладания – возможен, но требует иной бизнес–модели... Но всегда есть выбор: либо компания будет ждать чуда, либо зная, что бизнес придется в любом случае менять – готовиться к этому прямо сейчас, набирая компетенций и стараясь забрать в новое направление максимум существующих клиентов (если такое возможно)... Но я вижу, как большинство продолжает надеяться на чудо. Или на внерыночные рычаги, на которых и строятся многие бизнесы в сегменте МСБ.

Менять бизнес, который позволял зарабатывать последние 10, 15 или 20 лет – очень сложно. Но, к сожалению, без этого существовать невозможно. Новые технологии, новые потребности, новые возможности – их можно игнорировать только тем, у кого работа связана исключительно с руками и головой. Вспомните швейцарских часовщиков. Но это – ниша. Узкая, высокоспециализированная, очень конкретная. И, растворяющаяся в общем объеме рынка. Но ведь и она позволяет достойно жить и работать. Вечная борьба за долю рынка, демпингующие конкуренты и т.д. – чем выше ваши компетенции, тем их меньше...

Весь российский бизнес до последнего времени строился на масштабировании, на завоевании новых и новых рынков. На количественном развитии. Еще больше магазинов, еще больше ассортимент, еще шире спектр услуг. Фокусирование вместо экспансии, дифференциация вместо диверсификации – это звучало как минимум странно. Но время пришло и пора задуматься. Продать 100 штук по 1 рублю – могут теперь все. А вот продать 1 штуку за 100 рублей? И речь не о рынке роскоши. Речь о дополнительной стоимости в 99 рублей, которая будет востребована лишь одним покупателем из ста. Но экономический эффект – один и тот же!

А дальше – много и много специфических нюансов, которые могут изменить ваш бизнес до неузнаваемости. Что если не продавать свехдорогие продукты, а давать их в пользование? И так далее, и тому подобное... Но как бы бредово не звучали идеи по изменению бизнеса, иногда стоит отчетливо осознать – что в красном океане барахтаться поздно. Ты утонешь в ста процентах случаев. И как бы не хотелось оставить всё как есть – необходимо создавать "голубой океан". Чем раньше – тем проще и дешевле.
Tags: бизнес
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments