Интернет–магазин, который больше никому не нужен?

Забудьте про офф-лайн и он-лайн бизнес. Теперь это просто бизнес. Один, не разделяемый. И это – большая проблема для тех, кто развивает свой маленький бизнес только в интернете.

Интернет–магазин, каким бы прекрасным он не был,  был хорош в конце 90-х, в начале и середине 2000-х. Но сейчас этот подход морально устаревает прямо на глазах. Еще 2-3 года назад без офф-лайн магазина стало сложнее работать на рынке интернет–торговли. Скоро это станет практически невозможным. И это активно подогревается конкурентным рынком.

Посмотрите на гибридные модели Onlinetrade и Ulmart – они строят свои физические магазины в бешенных темпах. Посмотрите на Amazon. Планы, про которые я писал ранее – свершились. Первый постоянный магазин открыт. И черт с ними, скажете вы – они большие, а мы маленькие. Они торгуют всем, а мы специализируемся. Но здесь есть одна проблема, которая называется "потребительский опыт".

Не секрет, что на долю альтернативных физическим каналам потребления приходится лишь  небольшая часть объема продаж. В общем объеме рынка покупок физическими лицами доля онлайн–ритейла впечатляет в цифрах, но не велика в относительных показателях. Так же, формат "выберу офф-лайн, куплю он-лайн" выбирает не подавляющее число пользователей, а меньшинство. Модель выбора через интернет и покупки в конкретном физическом магазине работает лучше. Но это тоже не секрет. На эту тему есть большое количество исследований, которые позволяют посмотреть на рынок и покупателей иначе. Потому как покупатели быстро привыкают к новой, более удобной для них модели покупок.

И если у вашего конкурента будет магазин, в котором можно поболтаться и получить тот самый опыт взаимодействия с продуктом, который требуется для принятия решения о покупки, а у вас будет лишь интернет–магазин – вероятно это станет проблемой. По крайней мере в том случае, когда у покупателя есть альтернативы, а на рынке представлены или прямые конкуренты, или субституты.

Физическая и электронная коммерция – сливаются в единый сервис. Потому как взаимодополнение дает синергетический эффект. Это тот случай, когда 1+1=3.

Но на всякий случай стоит уточнить: речь идет не о производителе с сайтом, где есть возможность купить и заказать. Речь – о посреднике, ритейлере. Том, кто позволяет сделать покупку и доставить её быстрее, дает больше возможностей для сравнения и позволяет поучаствовать в создании собственного предложения. Функцию "продать и доставить" у интернет–магазина отбирают производители, логисты и агрегаторы (хотя бы просто поисковые системы). В посреднике в виде интернет–магизина – нет необходимости. И функции "цифрового" придатка коммерческой компании – меняются. Как меняются – зависит уже от конкретного случая. И ответ на это "как" будет во многом предопределять успех или провал ритейлера. Второй момент – ответ на вопрос "когда". Сейчас, но дорого или послезавтра, но дешевле. Это тоже важный момент, называемый "монетизация времени". Под которым лежит гигантский пласт неприятной для потребителя работы по созданию цепочек доставки. Но это – важное преимущество. Ведь очень часто возникают ситуации, когда цена менее важна, чем срок получения продукта.

Безусловно, интернет–магазины в чистом виде никуда не денутся. Но их будущее – это будущее временных посредников до тех пор, пока рыночное предложение не сбалансируется. Ведь с одной стороны будут "цифро-физические" ритейлеры, а с другой – агрегатор + магазин на сайте производителя.
Стоит задуматься. Наверное )

Recent Posts from This Journal

Re: Туда им и дорога.
Купить на оптовом складе, перевезти с место на место и взять деньги – это конечно модель, существовавшая почти 10 лет. Но сейчас еще и время, когда доступ "внутрь" открывает все большее количество компаний. В частности – тем самые склады.

Я помню текст, вызвавший негативные комментарии у владельцев таких магазинов пару лет назад. Они брали комиссию за плату картой. Потому как маржа была слишком низкой: http://slavinsky.livejournal.com/218231.html
Re: Туда им и дорога.
Это вы про АКИТ? Да, согласен. Неприятная организация: с одной стороны благая тема про "высокие стандарты обслуживания", с другой – грубый протекционизм неэффективных игроков.
Re: Туда им и дорога.
Если призадуматься и копнуть глубже, то АКИТ защищает не продавцов, а производителей (и тамошних, и наших), выходящих на наш рынок легально. Китайский алиэкспресс - это агрегатор по сути своей производителей - например, небольших швейных мастерских. Заказывая одежду на али, покупатель направляет деньги напрямую этому производителю в Китай, который, минуя таможенные сборы и НДС-ы ввозит товар в РФ. И... убивает ценником местного легального производителя - да может быть даже свой же филиал, но работающий в РФ легально. АКИТ защищает идею по уравниваниванию условий работы для швейных мастерских, находящихся на территории Китая и РФ.
Re: Туда им и дорога.
А почему, интересно, американцы могут легально покупать точно те же товары в интернет-магазинах Великобритании (и ввозить их в США), а покупки за рубежом тех же товаров, что и у нас – не легальны? Это защита неэффективного бизнеса – да. Но никак не защита производителя. Производителя недоброкачественных продуктов - возможно. Производителя, который толком не может объяснить, почему за его продукт надо платить дороже, чем за китайский – возможно... Но то, что я, как потребитель, обязан оплачивать содержание российского офиса с дармоедами-маркетологами, оплачивать поборы российских же ритейлеров за вход в сеть и т.п. – меня возмущает :-)
Re: Туда им и дорога.
Конечно, американцы могут покупать в интернет-магазинах Великобритании и ввозить их в США. И платить пошлину даже не могут, а будут. Какой порог на беспошлинные покупки в США? Ну вот. У нас же это просто дыра, через которую беспошлинно ввозят товар даже не покупатели и уж тем более не "неэффективные бизнесы", а очень эффективные и очень "оптимизированные".
Пик продаж электронных книг пройдет, вот Амазон и дёргается.
>Ведь с одной стороны будут "цифро-физические" ритейлеры, а с другой – агрегатор + магазин на сайте производителя.

Не совсем понятно разделение.
Вижу пример, когда производитель дает товар на реализицию в названные Вами "цифро-физические" ритейлеры, а сам рекламируется на агрегаторе->приводит в свой магазин на сайте -> передает готовый заказ к ближайшему цифро-физические" ритейлеру -> покупатель приезжает в оффлайн точку к ритейлеру (или ритейлер доставляет товар)

Почему Вы разделили по разные стороны?
А зачем нужны лишние действия? Только если они добавляют ценность в рамках процесса: например, увеличивают скорость покупки или дают возможность "пощупать продукт". И здесь надо понимать, когда и что важно.

А тот случай, что вы приводите – почему с этим не может справится логистическая компания? Доставить заказ в пикап-бокс, например.
Не совсем очевидно, что делать с мультибрендом на витрине? А с форматом витрины типа Озон или Юлмарт, которые, по сути, являются гипермаркетами?
Тут не будет работать формула "агрегатор + магазин на сайте производителя.". Ибо производителей много и какой конкретно нужен Клиенту - большой вопрос.

Edited at 2015-11-05 01:57 pm (UTC)
В связи с информационной сверхпроводимостью интернета вообще понятие торговли, мне кажется, может оказаться под вопросом. Поиграть с устройством на витрине - не такая уж и ценность, если я достану планшет и тут же сделаю заказ дешевле в течении пары минут, затем проеду 3 километра на машине и заберу со склада. Всегда найдутся желающие продать дешевле в интернете и это очень портит жизнь магазинам.

Мне очень нравится идея "кнопки тайд". Проникнуть к покупателю в дом, на домашний экран смартфона в виде полезного приложения, "в холодильник", создать дополнительную ценность и, может быть, немного новое качество жизни. Факт заказа, поставки, оплаты особо не выпячивается и проходит на фоне нового уровня удобства и качественного незаметного сервиса. Возможно через 10 лет холодильники будут раздавать бесплатно, в подарок к подписке на продукты :)
А что мешает делать это сейчас? :-) Конечно, при определенных условиях.
Позанудствую и попробую ответить на риторический(?) вопрос. Полагаю, что рынку мешает "медленный подогрев котла". Сейчас еще терпимо. Второй фактор - нет пользовательских привычек и очевидных сценариев, которые понятны покупателю. Удачные сценарии надо искать, это стоит ресурсов и найденные сценарии могут оказаться странными. Формировать рынок - накладно, но старый рынок точно сломается сам.

Вот есть узкий и конкретный пример - пицца. Конкретный продукт, пусть и без души, "стандартного качества". По идее, можно разработать устройство "панель заказа на холодильник" и раздавать активным покупателям. Но тут вопросов больше чем ответов. Как сделать, чтобы интерфейс был простым и понятным, как реорганизовать работу доставки, что делать с ассортиментом, как обновлять, как показывать цены, надо ли вообще показывать цены. В этой достаточно длинной цепочке можно проколоться на мелочах и кайфа от сервиса не будет. А мог бы быть в идеале условный рефлекс: нажал на кнопку - получил банан (предварительно только карточку привязал).

Другой сценарий: "мультиварка с картриджами". Формируется тусовка вокруг рецептов, видов блюд, диет, пользовательские настройки/пропорции при "печати блюд", но готовится это все (полу)автоматически из стандартных картриджей с проверенным качеством продуктов. Причем цена продуктов в картриджах может быть сравнима со среднерыночной, но человек просто не видит смысла ходить в магазин. Своеобразное новое качество жизни. Проверять только дорого и рисковано :)

Что скажете о таких сценариях?
>По идее, можно разработать устройство "панель заказа на холодильник" и раздавать активным покупателям

Давно.
Называется "мобильное приложение".
Устанавливается в любой смартофон/планшет.

>нажал на кнопку - получил банан (предварительно только карточку привязал).

Так и работает.
Приложение - слишком сложно. Моя мама, например, не будет запускать даже настроенное приложение. Кнопку нажать проще.

Приложение имеет огромный барьер, который как противотанковый ров для многих клиентов: найти в апсторе, установить (ввести пароль), настроить(привязать карту). На каждом шаге отваливается существенная часть людей, которые могли бы платить. Не сильно ошибусь, если предположу, что в остатке 1-2% от платежеспособной публики.

Вот эти мелкие нюансы в сумме могут привести к тому, что при всей объективной полезности, во-первых мало кто будет пользоваться, во-вторых, кайфа от использования не будет, потому что приложение тоже надо запускать и, что самое неприятное для бизнеса, клиент должен не просто иметь аппарат с интернетом, но иметь сложившиеся привычки увлеченного пользователя смартфона.

А я просто хочу нажать на кнопку и получить банан.
> Другой сценарий: "мультиварка с картриджами". Формируется тусовка вокруг рецептов, видов блюд, диет, пользовательские настройки/пропорции при "печати блюд", но готовится это все (полу)автоматически из стандартных картриджей с проверенным качеством продуктов. Причем цена продуктов в картриджах может быть сравнима со среднерыночной, но человек просто не видит смысла ходить в магазин. Своеобразное новое качество жизни. Проверять только дорого и рисковано :)

Суп в мультиварке так и готовится сейчас. Только не из картриджей, а из пакетиков.
Скучно, нету геймификации процесса.
С пельменями веселее, холостяки их чаще покупают.

>Проверять только дорого и рисковано :)

Вся инфрастуктура есть: значит недорого и малорисковано?
А что интересного в пельменях? Разве что незамужней даме можно в отделе пельменей выбирать кандидатов как на витрине :)
А автомобили будут давать бесплатно за подписку на бензин.
Если затраты на покупку автомобиля и его заправку будут сравнимы, так почему бы и нет? :-)

Вот пример из реальности: принтеры и картриджи. НО! С авто – это тема следующего поста. Про дорогие покупки :-)
Внезапно в растерянности.
Магазины Ulmart - это просто склад и точка самовывоза. И терминалы, дающие доступ к сайту. Но никакой возможности посмотреть и пощупать товар перед покупкой живьем нет.
Да, мне удобно. Но я вообще люблю заказ через сайт и самовывоз. А смотреть глазами придется в других местах.
Зачем тогда Ulmart'у физические магазины?
(Или вы видели их в другом формате?)

Все просто: в физических магазинах покупают больше и чаще. Поэтому они нужны для роста.