Маркетолог–футуролог

Профессию маркетолога ну ника не назвать любимой и уважаемой. Большинство относится к ним скорее негативно или нейтрально, считая безграмотными дармоедами, портящими жизнь компании. "Мы пашем, а они в свои компьютеры смотрят". Конечно, в определенных кругах это называет откровенную ненависть: особенно заметны конфликты между маркетингом и продажами, но об их природе я писал в блоге ранее.

И если к этой, собственно, весьма недружелюбной ауре добавить слово "футуролог" – большинство скетптиков должно разорвать на мелкие кусочки. И так уж много красивых слов и нулевая ответственность, а добавление изучения будущего может вызвать агрессивную реакцию. Очень показательным для меня стал кейс проекта "Сегодня". Мы более полугода потратили на формирование видения и получили модель, сбалансированную со всех сторон. Но публикуя кейс я получил реакцию типа "надо нам тоже нанять какого-нибудь маркетолуха или журналюгу, чтобы брать с клиентов кучу денег". Типичная реакция. Но давайте разберемся, что происходит на самом деле.

Задача ведь крайне простая: определить в каком состоянии будет рынок через 5-10 лет. Образно говоря, перед вами – пустыня. Это наше будущее. И задача такого "бизнес–футуролога" (он же специалист по стратегии) – поставить условный флажок (оазис, колодец) в то место, в котором через определенный период времени пройдет "покупательская тропа". Встать в центре этой пустыни и ждать, когда поток пройдет сквозь тебя. А ведь он может увернуться или вообще не пойти. Или промчатся на растоянии вытянутой руки... вариантов масса.

И эта работа, как правило, связана вовсе не с фантазированием о будущем, как часто воспринимают работу футурологов. Экстраполяция и вероятностные методы, сценарное планировние, методы Дельфи и т.п. – далеки от фантазий, хотя и требуют креативного мышления. Но если мы говорим о маркетологах, занимающихся созданием будущего – это далеко не всё, что требуется для создания четкой картинки будущего.

В этом случае задача – не предсказать или предугадать направление развития, а отсечь все те направления, которые будут ошибочными с точки зрения развития. Трендхантинг, лучшие мировые практики, конкурентный анализ (напишу про него позже), потребительские инсайты, демографические данные – это все, и не только с нашего, но и с субститутного рынка, ложится в основу создания такого видения. И эта работа далеко не так проста, как кажется изначально. Когда работа сделана, то результат (близкий к правильному) кажется очевидным. Но за простотой формулировок и рассуждениями о том, "как же может быть иначе", лежит огромная работа по отсечению лишнего.

Конечно, есть и другой вариант: высосать предположение из пальца и сменить место работы. Но это минус в карму ("я же говорил что все маркетологи–дармоеды") и отрицательная характеристика в репутацию, которая вас обязательно нагонит в будущем. И не сомневайтесь.

Posts from This Journal by “маркетинг” Tag

А где этот кейс опубликован? На сайте не нашел
Пример с пустыней плох. Маркетинг создаёт спрос, а не встаёт на пути у спроса.
Безусловно. Но вот вопрос – где встанут конкуренты и какое предложение они создадут к тому времени, как мы реализуем свои задумки? Пустыня – это скорее образ неопределенности, чем отсутствия чего-либо.
Есть машина времени, которая за 25 лет не подводила ни разу... Российский рынок повторяет практически все тенденции, которые наблюдаются на микрорынках микростран Восточной Европы...Так что есть еще один механихм маркетинговый футурологии)))