Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Мономания как враг бизнеса

Последнее время пытаюсь для себя (и наших клиентов) найти ответ на простой вопрос: что необходимо малому бизнесу, чтобы начать активно расти. Точнее, таких ответов уже есть масса и новые ответы появляются с завидным постоянством. Ответ очень сложный и во многом зависит не только от самого бизнеса, но и от отрасли, времени входа, окружающей среды, спроса и темпов развития. От удачности бизнес–модели и еще кучи факторов. Но среди них есть еще и личные причины, относящиеся как к собственнику бизнеса, так и к организации.

В чем разница между бизнесом растущим и бизнесом "застрявшим" (если это не принципиальная позиция собственника). Один из ответов – отсустствие делегирования, стремление все сделать на основе имеющегося ресурса. И это далеко не всегда правильная позиция. Я считаю, что в своё время допустил ошибку, работая в ресторанном бизнесе: сфокусировал на себе слишком много функций и почувствовал, как даже не тактика, а рутина затягивает, мешая развитию. Разделяя функции можно было добиться куда большего. Но это только половина проблемы.

Вторая в том, что желание сделать все самостоятельно определяется не только стремлением к перфекционизму, но еще и недоверием к сотрудникам. "Сделают ли они лучше чем я?" – нет, не сделают. Они в любом случае сделают по–другому. Так, как кажется правильным им. И с этим необходимо смириться, что очень сложно. Ведь у себя в голове продукт можно нарисовать очень четко и во всех деталях. Особенно тогда, когда ты близок ко всем процессам внутри компании.

И именно этот факт создает следующее ложное впечатление: впечатление собственной компетенции. Мы занимаемся этим вопросом давно и поэтому разбираемся в нем лучше других. Это правда, но это не истина. Потому как подход, особенно в вопросах развития, требует компетенции посмотреть на бизнес "с высоты птичьего полета". А это возмжно далеко не всегда. Точно так же, идиализирование компетенций компании во многом не позволяет ей шагнуть из сегмента в сегмент. А найти в себе силы учиться (что тоже весьма не просто) возможно лишь только в вопросах либо производственных (IT, технологии), или в вопросах продаж. Но ни то, ни другое – не помогает развитию бизнеса. Как, впрочем, мало помогают ему и типовые бизнес–модели, создающие видимость, но не мотивацию.

А исходя из ложных "вводных данных" мы имеем огромное количество ложных следствий, которые, повторюсь, тормозят переход компании из одного состояния в другое - т.е. её развитие. Популярные нынче возможности франчайзинга, отменные показатели роста – обнадеживают и вселяют оптимизм. Но посмотрев на них под другим углом мы понимаем, что в большинстве случаев создаем вокруг себя миф, ничего не имеющий с реальностью. "Могу все сам" – "делаю лучше всех" – "получается" – "я компетентнее всех" – это одна логическая цепочка, в которую собираются все предположения, формирующие парадигму малого предпринимателя в той или иной форме. И она получается с одной стороны весьма позитивная, а с другой – абсолютна преземленная. И именно она, парадигма, целостная картинка восприятия мира, мешает двигаться вперед.

Попытка сделать самостоятельно всё (быть компетентом во всем), боязнь делегирования, боязнь изменений и, что любопытно, боязнь работы с профессионалами – вот то, что не дает малому бизнесу стимула для роста. Я помню, как мне писали о том, что вряд ли мои мысли можно применить к малому бизнесу, там все другое. Ничего подобного. "Другое" – оно не в бизнесе, оно в головах.  Та же стратегия – нужна всем. А бизнесу, который только зарождается или бурно растет – в особенности. Рутина и тактика – они позволяют выживать, но не позволяют развиваться.

Я недавно стал свидетелем забавного разговора двух людей лет тридцати. Один говорил другому: – "батя говорил, зачем учить матетматику, где работу найдешь? а вот будешь в машинах разбираться, всегда в сервисе на хлеб заработаешь"... И это логично. С их точки зрения. И с точки зрения малого бизнеса смотреть вперед – это напрасная трата времени. Правильно организовываться – это напрасная трата сил. Работа с профи – напрасная трата денег. Слишком короткий горизонт планирования порождает полное отсутствие перспектив в развитии. А для того, чтобы его расширить – надо отвлечься от работы и, простите, воспарить над собственной отраслью. Поймали себя на мысли, что звучит бредово? Значит проблема мономании для вас актуальна.

Tags: бизнес, кризис, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “кризис” Tag

  • Про поведенческую экономику и не очень

    Сейчас очень модно рассуждать о когнитивных ловушках, поведенческой экономике и потребительской иррациональности. Но нет ли ощущения, что мы говорим…

  • Время действовать?

    Где-то недавно в ленте я встретил призыв: "нет времени думать, время – делать". Еще одна хорошая вариация на тему "пока другие думают, мы делаем". И…

  • "Предлагай, сокращай"

    Мы жалуемся на законотворцев, которые для привлечения внимания выдвигают популистские лозунги, но не рассказывают, за счёт каких ресурсов…

  • Ненасильственная трансформация

    Российскую экономику ждет очередной виток отрицательного роста, конечно же с постоянно сокращающимися темпами его падения. Ну или чем-то в этом…

  • Эмпатия, ценности и...

    В продолжении предыдущего поста напишу самую банальную из банальностей, о которую в словах постоянно спотыкаются, но почему-то на деле редко кто…

  • На чем компаниям экономить в кризис?

    Представьте себе, что компания Mercedes-Benz, погнавшись за сохранением спроса в кризис, начала упрощать свой S-klasse. Тут подвесочку по-проще, там…

  • Играть вдолгую

    В кризис, в период неопределенности строить планы длиной больше чем в полгода – невозможно. Так скажет любой бизнесмен. Ребята, а разве вас…

  • Десегментирование и уход от статусности – оружие против сужающегося рынка

    Сегодня изучали любопытную тему – особенности в привычке одеваться у разных наций. Материал был про Великобританию, где подход к одежде очень…

  • Бизнес в поисках спасительной таблетки

    С конца прошлого года количество обращений у нас возросло ровно в пять раз. Но при этом если раньше из 10 обращений 7 заканчивались работами, то…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments