Мономания как враг бизнеса

Последнее время пытаюсь для себя (и наших клиентов) найти ответ на простой вопрос: что необходимо малому бизнесу, чтобы начать активно расти. Точнее, таких ответов уже есть масса и новые ответы появляются с завидным постоянством. Ответ очень сложный и во многом зависит не только от самого бизнеса, но и от отрасли, времени входа, окружающей среды, спроса и темпов развития. От удачности бизнес–модели и еще кучи факторов. Но среди них есть еще и личные причины, относящиеся как к собственнику бизнеса, так и к организации.

В чем разница между бизнесом растущим и бизнесом "застрявшим" (если это не принципиальная позиция собственника). Один из ответов – отсустствие делегирования, стремление все сделать на основе имеющегося ресурса. И это далеко не всегда правильная позиция. Я считаю, что в своё время допустил ошибку, работая в ресторанном бизнесе: сфокусировал на себе слишком много функций и почувствовал, как даже не тактика, а рутина затягивает, мешая развитию. Разделяя функции можно было добиться куда большего. Но это только половина проблемы.

Вторая в том, что желание сделать все самостоятельно определяется не только стремлением к перфекционизму, но еще и недоверием к сотрудникам. "Сделают ли они лучше чем я?" – нет, не сделают. Они в любом случае сделают по–другому. Так, как кажется правильным им. И с этим необходимо смириться, что очень сложно. Ведь у себя в голове продукт можно нарисовать очень четко и во всех деталях. Особенно тогда, когда ты близок ко всем процессам внутри компании.

И именно этот факт создает следующее ложное впечатление: впечатление собственной компетенции. Мы занимаемся этим вопросом давно и поэтому разбираемся в нем лучше других. Это правда, но это не истина. Потому как подход, особенно в вопросах развития, требует компетенции посмотреть на бизнес "с высоты птичьего полета". А это возмжно далеко не всегда. Точно так же, идиализирование компетенций компании во многом не позволяет ей шагнуть из сегмента в сегмент. А найти в себе силы учиться (что тоже весьма не просто) возможно лишь только в вопросах либо производственных (IT, технологии), или в вопросах продаж. Но ни то, ни другое – не помогает развитию бизнеса. Как, впрочем, мало помогают ему и типовые бизнес–модели, создающие видимость, но не мотивацию.

А исходя из ложных "вводных данных" мы имеем огромное количество ложных следствий, которые, повторюсь, тормозят переход компании из одного состояния в другое - т.е. её развитие. Популярные нынче возможности франчайзинга, отменные показатели роста – обнадеживают и вселяют оптимизм. Но посмотрев на них под другим углом мы понимаем, что в большинстве случаев создаем вокруг себя миф, ничего не имеющий с реальностью. "Могу все сам" – "делаю лучше всех" – "получается" – "я компетентнее всех" – это одна логическая цепочка, в которую собираются все предположения, формирующие парадигму малого предпринимателя в той или иной форме. И она получается с одной стороны весьма позитивная, а с другой – абсолютна преземленная. И именно она, парадигма, целостная картинка восприятия мира, мешает двигаться вперед.

Попытка сделать самостоятельно всё (быть компетентом во всем), боязнь делегирования, боязнь изменений и, что любопытно, боязнь работы с профессионалами – вот то, что не дает малому бизнесу стимула для роста. Я помню, как мне писали о том, что вряд ли мои мысли можно применить к малому бизнесу, там все другое. Ничего подобного. "Другое" – оно не в бизнесе, оно в головах.  Та же стратегия – нужна всем. А бизнесу, который только зарождается или бурно растет – в особенности. Рутина и тактика – они позволяют выживать, но не позволяют развиваться.

Я недавно стал свидетелем забавного разговора двух людей лет тридцати. Один говорил другому: – "батя говорил, зачем учить матетматику, где работу найдешь? а вот будешь в машинах разбираться, всегда в сервисе на хлеб заработаешь"... И это логично. С их точки зрения. И с точки зрения малого бизнеса смотреть вперед – это напрасная трата времени. Правильно организовываться – это напрасная трата сил. Работа с профи – напрасная трата денег. Слишком короткий горизонт планирования порождает полное отсутствие перспектив в развитии. А для того, чтобы его расширить – надо отвлечься от работы и, простите, воспарить над собственной отраслью. Поймали себя на мысли, что звучит бредово? Значит проблема мономании для вас актуальна.

Posts from This Journal by “кризис” Tag

я парю постоянно, может быть поэтому и расту постоянно, но
никакое парение не заменит нужной суммы для инвестирования.
А для того, чтобы её получить, и нужны соответствующие знания и навыки, получаемые "из парения". Т.е. понимание время для инвестиций.
я два раза брал кредиты. один самый меньший выплатил,
другой побольше осталось 1/3 выплатить. хочу взять теперь
третий ещё больший покрыть им остаток второго и чтоб осталось для
работы больше, чем был второй. но инвесторы меня не понимают,
предлагают сумму чуть больше второго кредита. меня такой оборот не
устраивает, потому как мне этого мало. а они смотрят на мои обороты
и говорят, что достаточно. есть конечно выход - взять поменьше, но два)).
а мне всё же хочется с одним дело иметь.
Разбираться надо даже в том что заказываешь у профессионалов. Причем разбираться хорошо. В противном случае, продадут "ведро компрессии" и не просто продадут, а оплатишь, будешь доволен и впредь еще и сам его станешь требовать у других. Растительное масло без холестерина тому пример.
Разбираться хорошо надо и у полки в магазине. В противном случае купите фальсификат вместо сыра. Но разве это кого-то останавливает? :-)
Прочел статью, комментарии, но не нашел ответа на крутящийся вопрос: А куда пойти учиться? Как отделить зерна от плевел? С чего начинать строить фундамент понимания бизнеса в свои 25?

Спасибо
А кем хотелось бы видеть себя и каким хотелось бы видеть свой бизнес лет через 5?
Ничего сверх естественного, CEO компании с оборотом в 100 млн $.
Цели серьезные,

спасибо Вам и за ваш блог

А как же бизнес школа Сколково?
Что рекомендуете в Москве?

Edited at 2015-10-16 09:56 pm (UTC)
Не могу рекомендовать то, с чем не сталкивался. Не знаю )