Ближайшее будущее, которое изменит вас и ваш бизнес

(Этот пост, пожалуй, будет результирующим для целой серии предыдущих отрывочных сообщений)

Давайте попробуем пофантазировать на тему развития продуктов и сервисов. Такие вполне себе удобные и красиво стартовавшие продукты, как Evernote, Basecamp и многие им подобные тихо умирают. Tripadvisor, Booking, Uber и многие другие в ближайшем будущем тоже может постигнуть такая же участь, даже несмотря на стремительный рост и капитализацию. Почему? Потому как они являются одним функциональным сервисом в эпоху, когда нам необходимы комплексные решения.

Evernote убивают сервисы, интегрированные в единые или связанные операционные системы для разных носителей. Google и его сервисы делают бессмысленными управление проектами через отдельные приложения... Возьмем тот же Uber и пофантазируем. Сейчас это просто такси. Но потребность в такси – это потребность человека прошлого. У нас есть потребность оказаться в конкретном месте в конкретное время. Т.е. будущее – за интеграцией сервисов такси, отельных, ресторанных и развлекательных. Поэтому вопрос "как и куда доехать?" будет плавно заменяться тем, зачем ехать. Собственно целью и мотивом поездки. Но если посмотреть еще глубже, то сервис должен работать таким образом: моя приятельница в Москве приглашает меня на день рождения в следующую пятницу к 8-ми часам вечера. Простым сообщением. Значит я должен выбрать подарок и получить информацию о том, к какому времени мне надо быть готовым, чтобы успеть во-время с учетом пробок и того, что нахожусь я в Санкт-Петербурге. Это уже агрегированный сервис из расчета маршрута, выбора подарка, покупки авиабилетов и заказа двух такси (надо еще и вернуться обратно путем простой команды). Скажете, что это невозможно? А как же big data?

Вопрос лишь в том, есть ли в этой парадигме отдельные сервисы, типа любимого Uber? Нет. Это часть единого сервиса, например, какого-нибудь Google Life или Apple iAm. Отличия: в типе подарка и тонких настройках. Как вы видите, здесь нет места даже Amazon. И он, и Uber, и Skyscanner, и Booking, и даже Tripadvisor – это часть единого интерфейса и сложнейших механизм, который задействуется всего лишь при нажатии кнопки "Я приеду" в ответ на предложение. Это называется digical (digital + physical). И это будущее. Причем, полагаю, не самое далекое.

Пофантазировали, теперь к реалиям. Та же война между Uber и таксопарками – она бессмысленна. Подход в стиле digical решает проблему: Uber занимается заказами (digital), а бывшие таксопарки – обслуживанием автомобиля (physical). Но это случится когда и тех и других купит Google Taxi, который не нуждается в водителях, а его автоматический таксопарк расположен там же, где и склад бывшего Amazon, где в твоё такси положат красиво упакованный подарок и цветы, заказанные и по случаю (ведь мы едем на день рождения).

Я много внимания уделял последнее время lean-startup и MVP, дизайну опыта, интерфейсам и иным подходам к созданию бизнес-моделей и бизнеса в целом. Для того, собственно, чтобы написать этот финал... Если мы говорим о дефрагментации рынков (упрощении их структуры с точки зрения потребителя), то что же будет конкурентным? Разработать и выгодно продать новую функцию будет весьма непростым бизнесом – ведь теперь бывшие белые воротнички перепрофилировались в программистов и их работа упрощается день за днем. А значит и растет конкуренция. Создавать продукты и сервисы, которые станут элементами большой системы? Но не факт, что их будет сложнее скопировать, чем купить вас.

Проблема в том, что сейчас те сервисы, что были отдельными приложениями или компаниями (от заказа такси до чистки обуви и замены батареек) засасывает практически в прямом смысле внутрь экосистем, которые старательно формируют Microsoft, Apple и Google. Т.е. вполне вероятно, что скоро в вашем смартфоне будет не много мелких приложений, а одно, отвечающее за базовую потребность: "общение", "перемещение", "работа" и "развлечение". Условно, конечно. А все фишки, вокруг которых строятся современные сервисы типа Uber и Amazon – уйдут куда-то вглубь. Реальный пример: если спросить Siri о том, что за музыка играет, он(а) скажет. Но внизу будет мелко написано про сервис Shazam, при помощи которого он(а) это сделал(а). Сейчас так работает Amazon: книги ты заказываешь у него, но кто доставляет их? Какая разница. А завтра бренд Amazon уйдет с наших глаз – его заменит вопрос "Сири, а что мне почитать по работе, пока я еду на день рождения?".

А теперь подумайте, как это скажется на вашем бизнесе? Если вы думаете, что никак – вы ошибаетесь.

Выход один – создавать экосистемы. Непереставая думать о функционале и думать и о том, как удволетворить потребность еще до того, как она возникла. Think digical! Но это посильно не всем. Тогда стоит начинать думать о том, как в эту экосистему встраиваться. Как начать уже сейчас соответствовать будущим требованиям? Ведь единственное, что остается у компании – это репутация и продукт, заслуживающий рекомендаций пользователей и обладающий высоким рейтингом среди подобных. Оказывается, что как ни фантазируй, все равно возвращаешься к банальным вещам. И становится не так страшно за будущее.

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

Когда я смотрю на Windows 10, дефрагментация меня пугает.

А еще я перестаю понимать, куда девается уникальный человек, если и подарки друзьям, и книги для чтения выбирает робот.
Зато вы не ошибётесь с подарком и не подарите тоже, что и кто-то другой )
Поняла, что меня ужасает перспектива подобных комплексных решений. Потому что:
- во-первых, чем больше и монолитней система, тем она неповоротливей (а вдруг мне не нужны напоминания о подарках, если я еду на день рождения? а вдруг мне не понадобится информация о пробках? а мне все это будут пихать в пакетное приложение),
- во-вторых, в случаях сбоев (а они будут) наворачиваться будет весь комплекс в целом и у меня все планы посыпятся, как домино, если что.

Я динозавр, я не хочу жить в мире больших систем.
Так задачу постоянных напоминаний (нужны они вам или нет) уже решили. Теперь осталось научиться напоминать вам то, что важно. Это и есть экосистема, в которой нет ничего страшного: привыкайте жить как английская аристократия конца ХIХ-го века с кучей прислуги или буржуазия ХХ-го: с личным поваром, шофёром и секретарём. Разве это плохо? Теперь вместо людей это "экосистема".
>А теперь подумайте, как это скажется на вашем бизнесе? Если вы думаете, что никак – вы ошибаетесь.

навскидку: судостроение, электро-тепло-генерация, жилищное строительство... - кто-то погладит сенсорный экранчик и запустит через бигдата проектирование нового энергоблока или закладку сухогруза на верфи? -))
Да. Это первая мысль. Поэтому и требуется подумать еще: например та же локация объектов и сотрудников, обмен информацией и т.п. Здесь много есть над чем подумать.

Edited at 2015-10-01 01:31 pm (UTC)
Скажете, что это невозможно? А как же big data?

Как? Как?

Хреново. Даже более чем.

Мало того, что никто не может с этим нормально работать, так ещё полные пролёты по безопасности и надёжности. И занимаются этим такие лохи... В том числе и статистическим анализом.

Кстати, на недавней тусовке выяснили, что все адреса Германии - это не big data, а вполне нормальная SQL база данных, спокойно запихиваемая на большую машину .

...ведь теперь бывшие белые воротнички перепрофилировались в программистов...

Если на клетке белого воротничка прочтешь надпись: «программист», — не верь глазам своим

Благородный дон представляет, какую хрень пишут 99% этих "специалистов" получивших образование в несмежных, а часто и в несовместимых с софтописанием областях?

Сейчас так работает Amazon: книги ты заказываешь у него, но кто доставляет их? Какая разница.

А, вот, фиг. Амазон указывает что доставляет он. То есть, фирма, пользующаяся его складом, ещё проходит как простая ссылка. Если через Амазон идёт заказ через другие фирмы, то тут и цена товара с ценой доставки, и отзывы на фирму, и рейтинги, и описание продавца.

Кстати, чтоб далеко не ходить. Гугл пытался агригировать. Тот же заход в социальные сети с гуглоплюсом. Но не вышло. Качество не то. В смысле потребительского качества. И не взлетело. Так же как гуглоочки супротив яблоко-часов.
Tripadvisor, Booking не удобные, если искать ресторан или отель в российских регионах
мало информации
не вижу пока действительно удобного сервиса в этой теме
Tripadvisor на смартфоне это навигационный ад
для меня как для пользователя удобнее gdm, не смотря на то что он беднее по функционалу
очень далеки пока регионы от высоких технологий, элементарно на картах Я и Г нет домов и улиц маленьких областных городков
смешно, но приходится добавлять на карты компании из таких городков через тех поддержку, а ведь это тоже люди, и тоже бизнес, и зачастую успешно работающий даже за пределами своего региона

представьте только, сколько подобных неизвестных крутым инновационным системам единиц в нашей огромной стране -- их посто не существует в интернете, пока

сервисы и системы, это хорошо, но если я сегодня, в 2015 в условиях миллионного города не могу легким движением мышки заказать такси, это вообще головная боль - гарантированно получить вызванное такси - "ну не шмогла я, заказывайте у других ", или узнать что можно съесть на ближайших 500 метрах -- это говорит не только о том, что сервисы и системы работают неоптимально, но и о том, что инфы не хватает даже для актуальных сервисов
так что в регионах работы много



"Siri, напиши что-нибудь любимой"
Доброе утро! Надеюсь, выходные не пройдут для тебя без пользы ;)
> Но это посильно не всем. Тогда стоит начинать думать о том, как в эту экосистему встраиваться. Как начать уже сейчас соответствовать будущим требованиям?

Насколько далеко надо предвидеть будущее? сроки жизни (разработки и актуальности) большинства продуктов текущей экосистемы очень малы.

Продуктов – да. А подхода к бизнесу, его идеологии, философии – нет. Бизнес – это не продукты. Бизнес – это навык их создания.
> Та же война между Uber и таксопарками – она бессмысленна.

Юбер делает продукт не для пассажиров. Он делает продукт для таксистов.
Во Франции (там гослицензия такси дорогая) юбер начал обеспечивать заказами любого, без вложений.

А у нас в стране войны Юбер-таксопарки вроде как нет.
Юбер снижает порог входа, увеличивает конкуренцию и снижает цены. В итоге – устраняет с рынка лишних посредников, таких как таксопарки. Тоже самое делает Amazon в издательском бизнесе. Услуга становится доступнее. А это выгода для всех участников рынка – в этом и суть успешной бизнес-модели. Все в плюсе.

Edited at 2015-10-03 11:53 am (UTC)
Вообще, много примеров когда продукт делается не для конечного потребителя. Подгузники (покупает не потребитель). Продукты для магазинов (со сроком хранения бесконечным). И с такси (заказы покупает водитель такси, а не клиент покупает водителя такси)
Вносим ясность в терминологию: вы путаете понятия "потребитель" и "пользователь". Есть три условных состояния потребителя в зависимости от этапа покупки: "покупатель", "плательщик" и "пользователь". Они могут между собой не совпадать (быть два или три разных человека, например), но каждый из них участвует в процессе потребления.

Edited at 2015-10-03 12:40 pm (UTC)
У вас есть стандартное не понимание того что реальность и будущее вещи разные. Я вам просто приведу пример - назад в будущее 2 - там куча факсов в доме в 2015 году. Ну и ? много вы видите в домах факсов ? а много ли людей смотрит более двух передач на телевизоре ? Но при этом социальные данные при видеотелефонии - тот же майл ру или в меньшей степени скайп. Что то угадывается а что то нет. В тоже время на самом деле мне и в середине 90х множественность как решение казалась ошибочной - и я угадал. Как и то что диски всеравно отойдут раз появились носители хотя бы и на 64 килобайт флеша для биоса компьютера.
Надо уметь верно экстраполировать.
единая система это не то что нужно пользователю - это то к чему стремятся маркетологи компаний и лучше всего это удалось эплу. Но это не то что хочет пользователь. Да он готов некоторое время смиряться - но подрастает следующее поколение, а у человека появляется критичность и он уже не хочет пользоваться этим. Сколько было удалено страниц в том же вконтакте никто не считал ? Некогда на 80% живая соцсеть сейчас по сути зомби где 90% аккаунтов не человеков а роботов, твинков и прочего для получения коммерческой выгоды. И у фейсбука этот показатель ещё выше. Хотя он гораздо чаще и активней чистит свою базу. От того при офлайновом общении выясняется что действующий аккаунт соцсети есть у очень немногих и у большинства он играет роль месенджера.
Чтоже касаемо будщего интеренетсвязанных сервисов - наибольшим успехом будут пользоваться максимально простые сервисы на одну задачу. Пример - вот вы взялись рассуждать про такси а ведь ничего не знаете об этом рынке. Какой вид сервиса и какая система приносит 98% выгоды в России и к тому движется и в других странах ?
Звонок, самый банальный звонок голосом по запоминающемуся номеру в автоматизированную диспетчерскую которая работает с программой учитывающей рейтинг водителя и его близость к заказчику. Всё. А почему ? А потому что клиент НЕ ХОЧЕТ пакетного предложения. Для него это пакетное предложение сродни совдеповскому продуктовому набору где ради шпрот он он должен был брать ещё неликвидные тефтели. И так и в мире - у людей начинается отторжение к пакетным предложениям. Люди хотят одну вещь - их просто надо убедить что они хотят именно эту одну вещь. И они не хотят чтобы за ними следили - они хотят просто получит то что они хотят -а вашу услужливость можете засунуть ........... НО есть другой более узкий нишевый класс людей - это те которые собаки в леопардовой шкуре. Те кто не настоящие владетельные люди где важна эксклюзивность, и не общая масса людей где важен бренд и цена, и не квалифицированный потребитель где важна функциональность и цена. А те кто вырвался из общей массы и хочет "насладиться жизнью" в его плебейском понимании - для таких да , то что вы говорите.
Сергей, а сколько в мире брендов, способных создавать полноценные экосистемы, а не нишевые продукты?

В сфере В2С - хотя бы 10 наберётся? На весь земной шар?
1. Александр чуть выше правильно заметил - чтобы создать цельную экосистему нужно быть драконом на золотых горах.

2. Я же считаю, что никогда не будет единой системы, пока мы являемся людьми. Мы розетки то по миру согласовать не можем, а тут предлагается всю жизнь в одну экосистему впихнуть.

Удобные, качественные и быстрые узконишевые решения всегда будут иметь спрос.
Другое дело, если дракон их купил и вмонтировал в себя. Впрочем, часто это только снижает пользовательский опыт.