Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Бизнесы, работающие в кризис: логистика, фулфилмент, доставка

Начну писать про бизнесы с тихими нишами и свободным местом, которые на мой взгляд достаточно устойчивы к рыночным колебаниям. Даже таким как сейчас. Это не значит, что они всегда будут на плаву. Это значит, что они могут продержаться больше других и быть реанимированы одними из первых. На мой взгляд.

Мы сейчас очень много говорим про диджитализацию. Про бизнес–модели, завязанные на интернет. Про то, как в онлайн уходит торговля и большинство сервисов. Еще 3-5 лет назад это казалось чем-то фантастическим, но сейчас я могу управлять своими банковскими счетами со смартфона из любой точки земного шара, менять пин-код карты по 50 раз на дню и даже никогда не встречаться с сотрудниками банка. Валяясь на балконе и дыша морским воздухом мы привыкли бронировать отели и рестораны, совершать покупки и многое многое другое.

Есть только один момент, который всегда остается за кадром. Ты покупаешь в интернет–магазине и через какое-то время курьер стучится к тебе в дверь. Это очень просто с точки зрения покупателя. Но с точки зрения продавца эта процедура может быть сущим адом. И называется он – фулфилмент.

Fulfillment – это комплекс операций, выполняемых на стороне компании, из которых и состоит весь этот незримый покупателю процесс: от принятия заказа до его доставки конечному потребителю. При этом, он еще сложнее, чем кажется на первый взгляд. Это не только хранение, сортировка, упаковка и отправка продукции... Это еще и сложная аналитическая система, позволяющая интернет-магазинам работать с большей эффективностью.

Например, покупатель хочет купить продукт в интернет-магазине, которого еще нет на складе. Логично представить, что такой заказ невозможен. Но если система знает, что заказ будет комплектоваться 2 рабочих дня и лишь потом отправится в курьерскую службу, а желанный продукт поступит на склад уже завтра – есть прямой резон не блокировать возможность заказа. Ведь покупатель даже не заметит. И таких хитростей – воз и маленькая тележка. А интеллектуальный фулфилмент эти процессы учитывает и оптимизирует.

Но речь сейчас не об этом... В любом случае, как бы вы не старались диджитализировать свой бизнес, он зачастую упирается в совершенно материальные, офф-лайн проблемы. Как-то человеческий фактор, но не продавца, а упаковщика, грузчика или, в конце концов, курьера. Попытки заменить последнего дроном становятся, правда, все регулярнее.

Если раньше мы сами ездили по магазинам, то теперь магазины ездят к нам. Если раньше гарантированными и застрахованными от кризиса бизнесами считались производство алкоголя, хлеба и кондитерских изделий, то теперь незаметно к ним добавился еще один. Нет, два: фулфилмент и доставка. Если раньше термин "логистические услуги" казался далёким от понимания, а профессия "логист" ассоциировалась у большинства с шахматами или записью логов, то сейчас такая специализация становится... да чего уж говорить, одной из основных.

Рынку нужны компании, занимающиеся обработкой и доставкой заказов. И чем тяжелее экономические условия, тем выше потребность в их базовых услугах. Чем быстрее растет экономика – тем больше услуг фулфилмента востребовано. Строительство и эксплуатация складов мелкоячеистого хранения – это тихая и незметная отрасль. Но что делать, если твой запас продукции для магазина аювердической косметики уже не влезает в спальню и гостиную, а клиенты начинают делать заказы даже когда ты спишь?

И это еще один гигантский блок работы: круглосуточная поддержка. Ведь мы говорим о высококонкурентном рынке, где цена перехода из одного магазина в другой для пользователя отсутствует: просто клик по другой вкладке.

Можно бесконечно оптимизировать и вылизывать UI/UX вашего магазина. Можно рассказывать сказки формата "а-ты-возьми-и-сделай" и продавать конструкторы магазинов. Но вот чего нельзя сделать самостоятельно – это наладить сервис. А именно он в ближайшее время будет определять темпы роста индустрии интернет–покупок. Идеальный сервис, широкий ассортимент и низкая цена – больше, казалось бы, нет ничего. И все это есть у Amazon... Но вопросы логистики и поддержки – вот те сервисные составляющие, где пока еще можно конкурировать с гигантами. Как пицца: доставим за час или бесплатно.

Я помню, как после поста двухлетней давности после попытки купить что-то в интернет-магазине, на отсутствие возможности оплатить картой я получил ответ от владельцев магазинов, что это слишком дорого для них. Для тех, кто выжил – еще одна пилюля. Фулфилмент и поддержка так же не дешевы, как, к сожалению, и логистика. Но сейчас мы не о магазинах, а о рынке услуг для них.

Услуги доставки, логистики, обслуживания заказов и сопровождения – это постоянно растущий рынок, вызывающий малый интерес. Но он один из немногих, который хоть и испытывает трудности, но имеет потенциал к росту даже сейчас. На нем есть игроки, от масштаба которых захватывает дух. Но если мы говорим о, например, тех же продуктах питания и мгновенной доставке по городу – нужен ли для этого большой логистический центр? Нет. Как во многих других странах, где, например банкоматы принадлежат не банкам, а единой обслуживающей системе. Где есть один на всю страну общий портал заказа пиццы, с которыми сотрудничают пиццайоло... и так далее.

Такой подход – разумный, если ты хочешь оптимизировать свои расходы. Вне зависимости от того, растет экономика или падает.

Tags: бизнес, кризис
Subscribe

Posts from This Journal “кризис” Tag

  • Ложь во благо бизнеса. Есть ли от этого выигрыш?

    Я смотрю на рынок и компании на российском рынке и на то, что произошло с ними за три года. Одни успешнно работали с опытом, экспертизой,…

  • Ценообразование, которое нужно чтобы выжить здесь и сейчас

    “На каком рынке мы можем стать самым дешевым предложением?” — так стоит ставить бизнесу вопрос сейчас. Ценообразование всегда было щекотливой темой…

  • Про поведенческую экономику и не очень

    Сейчас очень модно рассуждать о когнитивных ловушках, поведенческой экономике и потребительской иррациональности. Но нет ли ощущения, что мы говорим…

  • Время действовать?

    Где-то недавно в ленте я встретил призыв: "нет времени думать, время – делать". Еще одна хорошая вариация на тему "пока другие думают, мы делаем". И…

  • "Предлагай, сокращай"

    Мы жалуемся на законотворцев, которые для привлечения внимания выдвигают популистские лозунги, но не рассказывают, за счёт каких ресурсов…

  • Ненасильственная трансформация

    Российскую экономику ждет очередной виток отрицательного роста, конечно же с постоянно сокращающимися темпами его падения. Ну или чем-то в этом…

  • Эмпатия, ценности и...

    В продолжении предыдущего поста напишу самую банальную из банальностей, о которую в словах постоянно спотыкаются, но почему-то на деле редко кто…

  • На чем компаниям экономить в кризис?

    Представьте себе, что компания Mercedes-Benz, погнавшись за сохранением спроса в кризис, начала упрощать свой S-klasse. Тут подвесочку по-проще, там…

  • Играть вдолгую

    В кризис, в период неопределенности строить планы длиной больше чем в полгода – невозможно. Так скажет любой бизнесмен. Ребята, а разве вас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments