Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Реализация идей и управление изменениями

Занимаясь изучением потребителей и трендов различных рынков и определением вектора развития компании, созданием "языка дизайна" и brand DNA, сталкиваешься с тем, что рынок и покупатели уже созрели для новых решений и продуктов, нехарактерных для рынка или его сегмента. И этот момент закладывается, например, в концепцию позиционирования. При этом мы стараемся изначально очень внимательно подойти к изучению потенциала компании. Это зачастую кажется занудным процессом и происходит в несколько итераций, но без этого никак... Не имея четких технических, технологических и организационных ограничений можно создавать сколь угодно красивые концепты продуктов, фантастический промышленный дизайн или удивительную среду. К ним могут быть готовы потребители, но готова ли компания к таким изменениям? Хватит ли сил, духа, уверенности и ресурсов для того, чтобы реализовать идеи и добиться желаемого восприятия, перейти на новый уровень развития и поставить себе цель, к которой стоит стремиться.

Именно это и становится предметом изучения. После формализации начинается процесс создания продукта, соответствующего первичной идее. В процессе создания модифицируется и сама идея, на которую так же влияют продуктовые ограничения. И в результате появляется четкое видение, концепция позиционирования и, зачастую, даже философия бизнеса. Мы создаем идеальную картинку будущего. Но с одним малым, но очень важным замечанием: она должна быть реализуема современными  средствами. Пока нам еще далеко до Стива Джобса, который 25 лет создавал iPad, стремясь реализовать концепцию дизайна Apple, мы созадем продукты, которые имеют шанс быть созданными сейчас или в течение ближайшего 2-3 летнего периода времени.

Но вот в чём вопрос и проблема. В управлении изменениями. Это процесс перехода организации из текущего состояние в будущее. И этот процесс не управляем извне – ответственность за него лежит на самой компании: изменение структуры компании, изменения отношения и поведения персонала, преодоление сопротивления изменениям внутри организации – это лишь одна часть работ. Другая же связана с поиском ресурсов на изменения. Если проект серьезный и ресурсоёмкий, что порой поиск инвестора для него – это единственный шанс дать проекту жизнь. Ведь большинство интересных идей уходят в стол лишь потому, что "мы сами всё сделаем". Примеров этому масса. Но даже если проект посилен компании (к чему мы всегда стремимся), ресурсы всё равно нужны. Но уже не только и не столько денежные.

Финансы в вопросе изменений всегда важны, но важнее – стремление к получению новых знаний и компетенций. А для этого необходимо как минимум время для системного образования или само-образования. И именно образовательный процесс становится зачастую препятствием, через которое не пройти.

В моей практике было несколько случаев, когда проекты уходили "в стол" совершенно осознанно. В первом случае я был наблюдателем: строительная компания, которая получила возможность построить роскошный коттеджный посёлок почти в центре города, отказалась от проекта и участка лишь потом, что прекрасно понимала, что не сможет. Не сможет построить такой объект из-за того, что им не хватит компетенции в строительстве в сегменте люкс. Второй случай был уже из моей непосредственной практике: производитель принял новую торговую марку и сказал, что не готов сейчас губить её существующим продуктом. Пришлось ждать, когда он разработает тот, что соответствует новому бренду. И это нормальный подход. И именно поэтому мы помогаем компаниям в том числе и с разработкой продукта. Но этого всегда мало.

Если ты понимаешь, что самый очевидный путь для тебя, это становиться экспертом в области опыта взаимодействия, то мало осознать свою роль, необходимо еще и подготовиться. А это – образовательный процесс. Нельзя переходить из одного состояния в другое не меняя знаний о новом состоянии. Просто "подсмотреть", скопировать чужой опыт – не получается. Любое движение вперед связано не с процессом разработки или обучения, а с процессом само-обучения. Т.е. с необходимостью "садиться за книги". С необходимостью осознать проблему. С необходимостью расширить горизонты. Направление, толчок – его можно получить. Но продолжать движение лишь оттолкнувшись можно лишь в полном вакууме...

Речь не только о знании собственного потребителя. Речь о знании и, что важнее, понимании того, что в его системе координат может  быть ценным. И это не просто знание собственных потребителей, без которого о маркетинге можно и речь не вести. Это не просто умение встать на его место. Это умение быть им. Умение жить как он и умение разделять его ценности. И процесс изменений требует не более глубокого понимания собственного потребителя (он понадобится дальше), он требует полного перевоплощения в своего нового потребителя. И если он – человек с изысканным вкусом, то приходится прививать его и себе. Если потребитель – рационализатор, рационализировать как он и даже лучше чем он.

Что для этого необходимо сделать? Никакой магии. Надо просто научиться. Окунуться в его среду, почитать его книги, посмотреть его фильмы, послушать его музыку и постараться получить толику его образования (если оно имеется, конечно). Это и будет необходимым образовательным процессом, после которого можно подвергнуть ревизии все свои решения, связанные с изменениями. Но осуществить это можно лишь тогда, когда стремление к росту знаний и компетенций – присутствует... Бороться и искать, найти и не сдаваться. К сожалению, эту работу нельзя отдать на аутсорс.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments