Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Учиться за счет клиентов. Часть первая

Когда я занимался ресторанным бизнесом, мы работали с программой "1-С: Общепит", доставшейся нам по-наследству. Купив её за приличные деньги, я вынужден был платить ежемесячно внушительную сумму лишь за то, что компания исправляла ошибки в собственном продукте. Представляете, это как покупка сначала автомобиля, а потом ежемесячные расходы на то, чтобы он еще и ездил: то дверь не открывается, то лючок бензобака... И это как–бы нормально. Не представляете. Зато представляют создатели концепции lean start-up (бережливого старта). Ибо родом эта идея из IT. И им не кажется странным, что сначала вам пожарили стейк, выяснили, что не дожарили, пошли дожарили еще, потом еще и еще.... это называется итерационный подход. И так до того момента, пока не угадают с прожаркой.

Я не сторонник ни lean startup, ни бережливого производства (как его составляющей), ни всех этих business model canvas. По одной причине. Очень простой.

На мой взгляд всё это шарлотанство, схожее с работой "бизнес-молодости" и прочих "вверхов!". Потому как создавая ценность для одних, они крадут её у других. Но если в случае с псевдо-образователями они крадут время и деньги слушателей, то последователи относительно недавних течений крадут деньги и время у своих клиентов.

С одной стороны – в эти идеи заложены совершенно размумные посылы. Т.к. на старте мы не уверены, что наша гипотеза сработает, то разумным бы было минимизировать затраты, связанные с её внедрением. Вместо масштабного бизнес–плана, который не сбудется, делаем лишь его "намётку". Вместо разработки продукта делаем его MVP (minimum viable product – минимально жизнеспособный продукт) и пытаемся уже вместе с потенциальными покупателями довести его "до ума". Это, безусловно, очень интересная концепция. Конечно, с притянутыми за уши примерами, наложенными "пост-фактум", но всё-таки выглядящая крайне привлекательно. Гипотеза, проверяемая сразу на потребителях, минимум вложений и ускорение старта – всё при ней. Кроме одного. Забыли про потребителей.

Наполовину сваренный кофе, не до конца прожаренный стейк, недошитое пальто.... это возможно лишь в мире IT, когда купленная программа глючит, но недостатки устраняются по мере работы над ошибками. Хотя такого быть не должно в принципе. Но оно есть. Но в реальном мире – о чём подобном можно говорить?

У этого подхода, которому посвящено много времени (agile management и lean start-up стали за три года популярными темами как и итерационный подход) есть один очень тонкий момент, на который стараются не обращать внимание. Это сама идея MVP, на которой базируются все остальные способы кастрировать традиционный подход, который, надо отдать должное, тоже не сильно приуспел. Но если ты выходишь на рынок с готовым продуктом, ты рискуешь потерпеть фиаско, либо стать любимым. Выходя на рынок ты можешь рассчитывать лишь на первое – недоделанный продукт очень сложно полюбить. И очень сложно сформировать спрос на него. Для того, чтобы это не случилось, разработана масса инструментов и понятие ценности выходит на первый план. В теории.

А на практике использующим такой подход предстоит определить тот допустимый минимум, который может присутствовать в продукте на момент его старта. Необходимы и достаточный. Но проблема в том, что даже с четко сформулированными ценностями, выгодами и мотивами к потреблению сделать это очень сложно. А произвести впечатление – можно лишь один раз. Но как найти ту грань – ответа вы не получите нигде, потому как потребитель хочет воспринять продукт полностью, а компания предлагает его лишь частями. Это серьезный риск, который значительно выше, чем у представленного полностью готового продукта. Ведь если абстрагироваться от IT-сегмента рынка, то за кошелек потребителя борятся давно уже не ценники или функционал. На рынке – борьба идеологий, борьба опытов потребления. И на сколько прорывной должна быть инновация, чтобы даже её небольшой кусочек смог обеспечить такой опыт потребления, который поможет конкурировать с полностью готовыми рыночными предложениями?

Продолжение следует.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

  • От чего бы отказались ваши потребители?

    Разрешение любой конфликтной ситуации путём взаимных уступок называется компромиссом. Вы уступаете потребителю, потребитель уступает вам и вы вместе…

  • Опасное упрощение

    Года четыре назад к нам пришла компания, которая хотела сделать "так же, но дешевле". Выпустить продукт чуть проще и чуть дешевле того импортного,…

  • Воспользоваться готовой аудиторией

    © Prettypegs Environment 1 Styling- Amanda Rodriguez. Photo- Kristofer Johnsson. https://www.prettypegs.com Пример Prettypegs или…

  • Есть ли у вас технология?

    Питер Друкер однозначно писал о том, что задача каждого (нового) бизнеса — быть другим. Т.е. не повторять конкурентов, а создавать продукт…

  • Про поведенческую экономику и не очень

    Сейчас очень модно рассуждать о когнитивных ловушках, поведенческой экономике и потребительской иррациональности. Но нет ли ощущения, что мы говорим…

  • Время действовать?

    Где-то недавно в ленте я встретил призыв: "нет времени думать, время – делать". Еще одна хорошая вариация на тему "пока другие думают, мы делаем". И…

  • "Предлагай, сокращай"

    Мы жалуемся на законотворцев, которые для привлечения внимания выдвигают популистские лозунги, но не рассказывают, за счёт каких ресурсов…

  • Про образование в бизнесе

    Если человек плохо знает иностранный язык – он не обижается и признаёт этот факт. И не оказывает услуги по переводу, например. Но если человек плохо…

  • Сложная работа с консультантом

    Помогать выстраивать бизнес правильно – это интересная работа, в рамках которой обе стороны получают новые знания и навыки: консалтинг – отраслевые,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments