Доступные удовольствия и одержимость ростом

Я не так давно вспоминал свой восторженный пост о ломографии. Съезд ломографов, проводившийся в Лондоне, закрутанские примочки к фотоаппратам "Ломо" и полная неопределенность результата, стимулирующая фантазию и возвращение воспоминаний. Красивая была история, развивающаяся с 1991-го года, но тихо умерла с появлением Instagram.

Подобные истории достаточно часто появляются, а подобные продукты –  исчезают. Особенно когда вместо достаточно дорогого "членского взноса" ломографа (около 500 долларов не считая расходов на пленки, их проявку и печать) вы получаете бесплатный Instagram c теми же эффектами и бесплатно. А дорогие процессы уходят обеспеченным гикам и энтузиастам, которые готовы тратить время на процесс. И будучи изначально не самым дешевым увлечением, ломография стала уделом небольшого количества тру-фотографов с большими финансовыми возможностями.

Любое увлечение процессами требует самого дорогого, что у нас есть – времени. Правильно сваренная дома чашка кофе становится атрибутом роскошного образа жизни: мало того, что вы должны иметь место, чтобы разместить гриндер и кофеварку, кофе нужно смолоть, спрессовать, прогреть, сварить... и эти процессы требуют времени и внимания. И сравните это с автоматическим процессом: нажал, пошел мыть голову, пришел и выпил. Вопроса о социальном классе и тех и других – не возникает. Фанаты не в счет.

Экономия времени плюс условная бесплатность и мгновенная публичность противопоставляется непредсказуемости результата, затратам времени и денег. Да, результат в первом случае будет невозможно пощупать. Во втором – сложно будет продемонстрировать окружающим. Не сложно представить, какой из продуктов станет и массовым и доходным. Но при этом и второй будет пользовать спросом – среди нон–конформистов с деньгами и свободным временем.

Такие "длинные хвосты" не дают громадных доходов, но позволяют выживать небольшим компаниям несмотря на технический прогресс. Это уже не корпоративный бизнес, а бизнес энтузиастов. Он не позволяет расти и развиваться, но позволяет жить и заниматься любимым делом. Т.е. получать удовольствие от процесса, а не от результата. И, что немаловажно, это еще и красиво.

В бизнес–сообществах, социальных сетях и на всяких конференциях и семинарах принято обсуждать вопросы денег. Как заработать больше, как стать лидером, как всех победить – ответы на эти вопросы волную слушателей. Но вот что поразительно... Таких людей – меньшинство. Очень активное, очень продуктивное (с точки зрения генерирования информации) и очень незначительное. Потому как тем, кому "всё равно, лишь бы заработать", тихо противостоят те, кому важно не тратить жизнь по-пусту и не делать говна. Просто потому, что так не правильно. Просто потому, что это не красиво. Гонки за лидерами, вечная борьба, постоянное приукрашивание событий и фактов, которое происходит не по собственному желанию, а потому как noblesse oblige – это далеко не единственный способ существования. Для большинства делать свою работу и получать удовольствие от жизни – важнее. Но это незаметное большинство, состоящее из тех самых малых групп и "длинных хвостов". И они готовы получать удовльствие от процессов, удовольствие от жизни. Не только от денег, делая всё "на ходу".

А фишка вся в том, что для этой аудитории продукты крайне редки. Они не слишком привлекательны в силу своей экономической неэффективности: голосистой аудитории нужен полуфабрикат и синтетический продукт, в котором сочетаются дешевизна, простота и скорость употребления. Это массовый и высокомаржинальный рынок. Ведь не секрет что большие состояния зарабатываются не на богатых, а на бедных. С богатыми работают энтузиасты своего дела, которым идеально сделанная работа важнее экономической эффективности. Но ведь есть еще и много людей со средним достатком, которые просто привыкли тратить деньги на хорошие вещи, пусть и редко. В России этот рынок скорее мертв, чем жив. Но в чем причина? В том, что нет спроса или в том, что нет предложения? А ведь из–за того, что мы "торопимся жить", мы бесцельно расходуем время, которое на наш взгляд мы экономим. Скупой платит дважды.

Некогда думать, надо действовать – сколько людей живет с таким девизом? И почему-то среди них ни одного обеспеченного. Мы постоянно выбираем между "быть счастливым" или "иметь Mercedes". И выбор этот мы делаем в пользу постоянно обесценивающегося ресурса...

Но вот что любопытно. Сейчас, когда из кредитной реальности многие перешли в состояние "долго не смогу позволить", им приходится искать альтернативы – новые цели. Не духовные конечно, но более понятные и простые. А это – процессы. Увлечения и хобби, необычное времяпрепровождение. Так может это и есть тот самый момент, когда на рынке есть шанс для доступных удовольствий высокого качества? Тех, которые занимают время и мысли, помогают расслабиться и отвлечься от реальности, уйти в себя и получить удовольствие от процесса. Может даже от процесса созидания чего-то нового. Ведь сколько есть историй о том, как хобби и работа в своё удовольствие превращались в бизнес. Не в глобальную мега–корпорацию, а в бизнес, который приносит счастье.

Одержимость ростом, масштабом и постоянно растущими доходами – это не норма. Это всё–таки отклонение. Пусть даже очень популярное. Но не сказать, чтобы безопасное. Это не просто здоровье, но еще и деньги. Ведь сколько компаний погубило стремление к росту? Не к гармоничному развитию вместе с компетенциями, а к достижению абстрактных показателей, тешащих собственное самолюбие. Такие примеры может привести каждый из вас. И более того, многие наверняка смогут правильно назвать следующих жертв этого недуга. Уверены, что это не вы сами?


Tags:

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

С малым проблема в жизнеспособности. Ресурс слишком мал, рынок слишком ненадёжен. А потом придёт кто-то большой и просто сожрёт.

Для одинокого энтузиаста, совмещающего хобби с заработком - сойдёт. Для кормильца семьи - слишком зыбко.

Кстати, сейчас как раз молол кофе в ручной мельнице. Пошёл варить.

Edited at 2015-09-15 08:29 am (UTC)
А для этого надо думать, что можно противопоставить большому бизнесу. Ведь они (большой и малый) сосуществуют на равных во многих категориях. А бизнес среднего размера порой оказывается эффективнее крупного.
высочайшее качество, индивидуальная фишка, гибкие ПЕРСОНАЛЬНЫЕ маленькие скидки постоянным клиентам и ПЕРСОНАЛЬНЫЙ сервис - вот и всё. правда это про европу.
Ну почему же... Сейчас такие компании появляются. Сервис – это сила малого бизнеса. Но это отдельная тема, напишу скоро.
ок. я давно не был в россии и никогда не вёл там бизнеса,
поэтому могу говорить только о европе. с другой стороны
я общаюсь с друзьями из россии и понимаю, что мало кого привлекаютмалые обороты.
вот недавно приятель пожаловался, что вылетел с работы - сократили. а он отличный
технарь и любит с техникой копаться. автосервис открыть он не может по причине отсутствия
денег. я ему посоветовал открыть мастерскую по ремонту велосипедов. я не знаю сколько на данный момент
таких мастерских в огромной москве, но по идее, они должны быть в каждом квартале, чтоб человек
с больным велосипедом не пёрся через всю москву или газель не нанимал. на мой взгляд - идеальное
начало для малого семейного предприятия: снять гараж *для начала, если своего нет, набор диагностики и
инструментов, минимальная реклама в ФБ и Со. да ещё пару приложений для айфонов и Со. - что здесь, мол
срочно и не срочно починить можно. Аудитория в основном молодёжь и для этой публики реклама квази ничего не стоит сегодня. А будущее москвы за велосипедами, особенно в кризис многие пересели и ещё пересядут на велики. Ну и что я услышал в ответ? - "жена сказала, что это копейки, нечего и заводиться")). ок, копейки,так копейки, о чем говорить. Если человек, имея на раскрутку пару тысяч долларов хочет сразу миллионы зарабатывать - так это надо также мозги билла нашего гейтса иметь)) да и он не сразу... да что говорить...
Я точно знаю, что информация о хорошем веломастере - очень ценная информация среди велосипедистов.
И многие владельцы более или менее пижонских велосипедов готовы ехать к такому мастеру через полмосквы
вот именно. я этого точно знать никак не мог, но я могу предположить, что
это хорошая тема для москвы и ПОКА что свободная ниша. через пару лет
всё изменится, и этих fahrraddoktor (велодоктор) будет намного больше,
как и в германии, к примеру. но опять-таки: хорошие и добросовестные
мастера и тут не на каждом шагу. самое интересное, что этот сервис требует, в основном,
только хорошей квалификации и добросовестности. можно объединиться с двумя-тремя
приятелями и создать отличную команду и превосходный сервис с 7-21 часа, к примеру,
работать посменно. я мог бы с два десятка услуг набросать за пять минут, начиная от консультации
при покупке и заканчивая выездом на место поломки с доставкой (если невозможно на месте устранить
неполадку) в мастерскую. я думаю, если бы мой приятель пошёл бы на какой-нить семинар для стартапов,
заплатил бы 1950 баксов и получил бы этот же, только разработанный и красочно представленный бизнес-концепт, отношение к нему было бы другим)).
Сергей Алексеевич, вы нам нужны.
Прошу откликнуться.
Проблема малого бизнеса в рекламе. Если большой способен работать на рынке вслепую, малому нужно иметь хороший контакт с клиентами.

Не буду говорить про всё, но многие "малые" бизнесы - это такие "более эффективные" придатки к чему-то крупному. Вокруг тех же Фольксвагена или Сименса присосались толпы фирм, которые делают то, что лениве сотрудники гигантов сделать не в состоянии или не могут эффективно.

В остальном же. Был замечательный ресторан. Тут с одной стороны поставили бензозаправку с фурами туда-сюда, с другой - поместилась сетевая забегаловка. И всё. "Внешние факторы" эффективный бизнес убили.
> Любое увлечение процессами требует самого дорогого, что у нас есть – времени. Правильно сваренная дома
> чашка кофе становится атрибутом роскошного образа жизни: мало того, что вы должны иметь место, чтобы
> разместить гриндер и кофеварку, кофе нужно смолоть, спрессовать, прогреть, сварить... и эти процессы
> требуют времени и внимания. И сравните это с автоматическим процессом: нажал, пошел мыть голову,
> пришел и выпил. Вопроса о социальном классе и тех и других – не возникает

Если не брать в расчёт хобби, требующие дорогостоящего оборудования вроде кофеварки за миллион рублей, а брать только требующие временных затрат и набитой руки - то вопроса о социальном классе обычно и правда не возникает.

Как правило, завариванием чая при температуре воды +92,3°C с перемешиванием 18 раз по часовой и 16 раз против часовой стрелки и переливанием в специальный тазик ровно на 37 секунд (да, я стебусь) - увлекаются не миллионеры и генеральные директора, а офисные хомячки и фрилансеры.

Потому что у генерального директора обычно нет возможности тратить 15 минут своего ценного времени каждый раз, когда хочется чая. А если хочется вот именно такого чая, то в штат компании просто включается специально обученный чайный человек. Да и понтоваться знанием того, что чай с северо-восточной плантации на горе Хренань вкуснее чая с северо-северо-восточной плантации на той же горе гендиректору тоже не надо, у него есть другие опоры для самооценки.

Если не брать в расчёт фанатов, как ты сам написал, то хлопотное и долгое получение чашки чая или кофе - скорее "luxury для бедных" (использую этот термин на семинарах по маркетингу уже много лет), нежели "стиль жизни миллионеров".