Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Ловушка колеи и шанс, который бывает только в кризис

Очень любопытный текст на Colta.Ru о заставил вспомнить о старой теме, которую не так давно озвучивал в посте о боязни повышать цены. Пример клавиатуры Дворака, которая значительно удобнее QWERTY, но практически не популярна. Это называется "эффект следования колее" или просто "эффект колеи" (path dependence). Эта проблема может быть вызвана  "историческим наследием" и сложностью перехода (более рациональное действие, не доставляющее дискомфорт, требует усилий несоизмеримо больших, чем полученный результат). Например, стандарт QWERTY исторически более распространен, а переход на другую раскладку вызовет большие сложности с учетом обилия устройств ввода, которыми мы пользуемся повсеместно.

И в этом есть большая проблема и для бизнеса. Чаще всего в основе его стандартов лежат либо ошибочные, либо потерявшие актуальность вводные (ширина железнодорожной колеи, например), но изменить ситуацию (т.е. поменять стандарты) оказывается слишком дорого и опасно. Потому как аудитория привыкла и бизнес показывает рост. Рост, который на самом деле подтачивает бизнес, давая конкурентам шанс исправить ваши ошибки. В большинстве случаев это и есть поле для поиска "подрывных инноваций".

Чаще всего это проявляется в ценообразовании, о чём, собственно, я и писал. Но сейчас, при всех минусах текущего периода, для большинства компаний есть шанс всё исправить. Количество постоянных потребителей падает, но компенсируется ростом количества пробующих что-то новенькое. Т.е., если мы берем кривую восприятия инноваций Роджерса, то в кризис  аудитория стекается к её границам, а во время стабильного роста – наоборот, к центру. И сейчас время, когда исправление ошибок, которые легли в основу бизнеса, наиболее безопасное. Почему? Потому как первое, чего лишается бизнес – это "золотой середины". Самого большого куска аудитории, которой нравится, но которая еще не лояльна полностью. Кризис с точки зрения поведения потребителей – это поиск альтернатив текущему потреблению. И чем глубже рецессия, чем она дольше, тем больше шанс, что даже самые глубокие привычки будут подвержены пересмотру.

Вот и получается, что колея, в которую попал двигающийся вперед бизнес, сейчас наименее глубокая. Получается, что есть возможность выбраться из этой ловушки и пересмотреть практически всё: взглянуть на свои скиллы по-новому. И исправить ошибки. Вероятнее всего путем категорийного перепозиционирования, о котором я так же писал под тегом "кризис" совсем недавно. Ведь может быть, что за время развития бизнеса и вы и он (бизнес) получили компетенций куда больше, чем видится на первый взгляд? А это значит, что вы способны создавать большую ценность для ваших потребителей. Или для ваших новых потребителей.
Tags: бизнес, кризис, маркетинг
Subscribe

Posts from This Journal “кризис” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment