Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Про культуру потребления

Не так давно один из взаимных друзей озадачил меня вопросом из области культуры потребления. Быть может она не низкая, а вполне себе сформировавшаяся, просто специфическая, российская? Действительно, если сравнивать наше потребление европейским, то требования к качеству продуктов со стороны российских потребителей значительно ниже, чем среди европейских. Да, в ЕС тоже есть продукция сомнительного качества, и если наши туристы покупают в Финляндии сосиски по 2,5-3 евро за кг, не стоит ждать от них чудес. Они, конечно, дешевле российских "аналогов", но уж точно не вкуснее.

Вопрос не в их цене, а в том, кто их покупает. И далее, вопрос в структуре расходов, которые в конечном счете и формируют культуру потребления. Если затраты на еду в одном хозяйстве не превышают в домашнем хозяйстве больше 10-12% от доходов, а вдругом стремительно подбираются к 50%, ни о каком сравнении "двух культур" речи быть не может.

Ведь культура потребления – это господствующая или самая популярная программа использования общественных благ, так кажется её называют. Т.е. самое популярное распределение ресурсов. И если 40% их расходуется на еду в большинстве домашних хозяйств, значит это и есть соответствующая культура потребления. Не низкая и не высокая. Но при этом "культура потребления" – это не константа, она постоянно меняется, растет или падает. Но относительно чего? Как оценить, насколько изменение в культуре потребления (например, сокращение расходов на еду с 30 до 20 процентов) является положительным (культура растет) или отрицательным. Ведь если высвободившееся 10% потребители стали тратить на образование и путешествия – она растёт. А если на алкогольные напитки?

Даже если оставить в покое старика Бодрийяра Ж. и его негодования по поводу общества потребления, то равно изменение культуры потребления можно считать положительным, если траты на удовлетворение базовых (физиологических) потребностей сокращаются, а траты на получение новых знаний – увеличиваются. Т.е. культура потребления растёт, когда на еду мы тратим меньше, чем на образование. Пусть в самом широком смысле этого слова. В значении изменения отношения к культурным ценностям. Наверное, как-то так.

Тогда понятно, что под "низкой культурой потребления" мы понимаем распределение ресурсов в пользу биологически–необходимых (еда, вода, содержание дома, безопасность), а под "высокой культурой потребление" – доминирование расходов на изучение культурных ценностей, образование и получение новых знаний.

А если проще, то посещение выставки современного искусства должно быть связано с возможностью его понять (высокий образовательный уровень и культура потребления), а не с возможностью там засветиться (низкая культура потребления и низкий образовательный уровень) при равной посещаемости. В этом и отличие м/у культурами потребления.

Tags: маркетинг, образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments