Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Малый бизнес, который остается малым

Из опроса, который я проводил пару постов ниже, можно сделать вполне очевидные выводы. Для меня не секрет, что многие компании на рынке малого и даже среднего бизнеса боятся обратиться к нам за услугами, считая, что это не их формат. Да, мы не делаем различий в предложениях, как и не делаем разницы в самих работах и их оценке: для малого, среднего и крупного бизнеса условия едины и стандартны. На эту тему я уже писал: не формат бизнеса определяет цену, а количество решаемых задач.

Но при этом проблема, как часто выясняется, вовсе не в ценообразовании. Основной барьер связан не с этим, а с особенностью мышления "малого бизнеса", носящего исключительно тактический характер. Я не знаю ни одного инструмента маркетинга крупного бизнеса, который нельзя было бы использовать в среднем или малом. Размер бюджетов – да. У ATL и BTL мероприятий есть свои нижние пороги эффективности, за которые не стоит выходить. Как количественные, так и качественные. Но сам инструментарий – идентичен. Так же как и идентичен процесс посторения планов.

Почему-то мы часто забываем, что большинство крупных бизнесов выросло из малых. Начиная от Жилетт и заканчивая Apple. У нас такого опыта пока не много, но он существует. В основе далеко не каждого бизнеса лежал административный ресурс и деньги партии, криминал и мошенничество. Есть много примеров на слуху, есть много примеров "в тишине" – людей которые смогли из небольшого бизнеса или идеи сделать компании среднего и крупного бизнеса. В чем их отличие? В амбизциозности планов? В смелых действиях?

Ведь они не родились крупными. Да, удача сопутствовала многим, но если сравнить количество тех, кому повезло с теми, кто извлек из этого долгосрочные выгоды – удача как инструмент уйдет на второй план. А что же останется? "Воля и видение"? Да, вполне возможно.

Самое сложное в малом бизнесе – это занимать не своё место. Казалось бы, ты не наёмный сотрудник, ты бизнесмен. Ты сделал осознанный выбор в пользу более рискованного способа получения дохода в обмен на стабильность, которую гарантирует наниматель. Т.е. в обмен на регулярную зарплату. Но при этом самый частый аругумент малого бизнеса и ИП – "мне не на что развиваться, мне надо кормить семью". Под заботой о ближних скрывается самый безответственный из бизнесменов: всё время рисковать, ставя на кон благосостояние ближних лишь для того, чтобы обеспечить их самым необходимым – это не бизнес. Это неспособность найти работу в соответствии с компетенцией или сама по себе низкая компетенция, которая случайным образом компенсируется из индивидуального предпринимательства. И проблема "прокормить" будет стоять вечно. Потому как уход в бизнес – это не осмысленное действие, а вынужденное. Да, многие попали в ситуацию не по своей воли, но большинство из них попав – прекратили своё развитие.

И в этом огромная беда, следствие "не своего места" и трагедия малого бизнеса. В прекращении развития. Далеко не все способны двигаться дальше – а в этом и есть суть "предпринимательской способности" – находиться в постоянном поиске и движении вперед. Этим предприниматель и отличается от наёмного сотрудника: он ищет и ставит задачи. Постоянно. Это суть конкуренции и экономического развития. Это "зона комфорта" предпринимателя, у которого выход из этой зоны есть бездействие.

Малому бизнесу катастрофически нехватает веры в себя, терпения и навыков менеджемента. Я, собственно, сам представитель такого бизнеса и уже могу учиться на своих же ошибках. Но откуда взять веру в себя? Из знаний. Откуда взять терпение? Из понимания целей и выигрыша от их достижения. Навыкам менеджмента (фактически, навыкам делегирования) необходимо учиться. Делать всё самому – это так же путь в никуда. Уметь сначала заразить идеей, а потом добиться результата – навык крайне важный.

И вот мы подходим к самому главному. К идее. Именно это отличает стагнирующий малый бизнес от развивающегося в средний и крупный. Я считаю, что идея лежит в основе любого бизнеса. Просто мы зачастую её забываем. В рутине, в решении текущих проблем, в тактике, мы забываем за чем и с какой целью создали бизнес, что нас мотивировало и какими мы бы хотели быть в идеале. "Мы" в нашем бизнесе – это и собственник, и продукт, и сама компания. Нераздельная сущность. И формализовать эту сущность, облечь её в понятную форму, возбудить к ней интерес – и есть наша работа. Не придумать из воздуха, а сформулировать правильно и понятно то, что когда-то легло в основу идеи "а не организовать ли мне что-то своё?". И, получается, что чем ближе к старту находится бизнес, тем важнее для него не потерять фокус. Ведь он поможет оптимизировать процесс получения знаний и вырастить свою компетенцию, четко понять зачем мы всё это делаем и почему нас предпочитают другим... Да в конце концов красиво рассказать о себе своим же сотрудникам, дав и им веру в себя и стимул к развитию. Очень важно превратить бесцельную рутину рядового работника в осмысленную деятельность, квест, один из этапов достижения цели, которая выгодна всем. А если еще он испытает гордость за свой продукты и свой, пусть еще маленький, но бренд – это будет победой.

И тогда малый бизнес начнет приобретать именно тот формат, который сейчас так пристально изучают специалисты экономических школ и авторы бизнес–бестселлеров. Когда о крупных компаниях было написано всё, взор их обратился на средний бизнес и ниже – на бренды "второго уровня", специализированные и небольшие бизнесы, производящие лучшие продукты и имеющие показатели рентабельности и прибыльности куда выше, чем глобальные монстры (конечно, в относительных показателях). Ведь далеко не всегда необходимо стать самым известным, чтобы быть самым лучшим. Далеко не всегда необходимо стремиться в самые широкие сегменты, чтобы найти там признание потребителей. Но при этом обязательным атрибутом будет развитие. Органический рост или даже искусственно сдерживаемый рост, который позволяет не растерять те идеи, которые были заложены в бизнес изначально. Потому как они понятны и четко сформулированы.

Для того, чтобы стать по-настоящему большим, малому бизнесу нужен не количественный рост, а признание потребителей. Только через такое признание он начинает расти и вырастает не в мыльный пузырь, а в компанию с историей. Признание потребителей – это разделение вашего взгляда на ваш продукт, не важно сервис это или товар. И не объем продаж будет тому показателем – ведь продавать много можно просто там где пусто. Именно конкурентный рынок может стать настоящей проверкой для вашего продукта и площадкой для признания. Поэтому важно что, кому и как вы о себе на нём расскажете, что пообщаете и что получит потребитель в результате ваших с ним отношений. Как видите, количеством полученных от него денег ограничиться не удастся. Ориентироваться лишь на финансовый результат текущего периода очень хочется, но невозможно, если ваша цель – это больше чем просто "выжить".

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments