Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Они без нас. Готовимся к "демпинговым войнам".

Cейчас на рынке наметилась устойчивая тенденция к сокращению заработной платы. Соглашусь с мнением, что это свидетельство того, что рецессия еще не вступила в острую стадию. Об этом мы поймем, когда начнутся увольнения. Пока лишь срезается "жирок", накопившйся за вполне себе безбедные годы, когда "для начала" 1000 долларов не рассматривалась как зарплата. Конечно, если мы говорим о старте работы в профессиональной среде.

Проблемы в этой среде начнутся тогда, когда на рынке появится слово "демпинг". Но не захват рынка будет в целях у демпингующих, а банальная проблема выживания. Сделать дешево, чтобы прокормить себя хоть как-то. Но если раньше, в относительно короткий кризисный период это была проблема временная, то в условиях длинной рецессии она можно повредить многим рынкам: особенно тем, где один-два специалиста могут создать продукт, с точки зрения потребительского качества мало отличимый от продукта крупной и даже средней компании.

В одиночку или малой группой очень сложно делать колбасу, печь пироги, заниматься сложными системами и производить лекарственные препараты. А вот на рынке услуг сервиса, в т.ч. маркетинга и дизайна – возможно. Ни для кого не секрет, что даже в крупных агентствах над одиним проектом работают 3-5 человек, каков бы ни был штат сотрудников. Более того, малые рабочие группы всегда работают быстрее и выдают лучший результат по сравнению с большими. Один из многих неоднократно иссследуемых и доказанных тезисов гласит, что для ускорения рабочих процессов (подобных нашему) порой достаточно сократить команду из 50 человек до пяти, чтобы достичь результатов и уложиться в сроки. Это полностью соответствует стремлению к оптимизации, которая сейчас наблюдается на рынке.

Нехитрые расчеты так же показывают, на сколько высока разница в оплате работ. Допустим, дизайнер получает свою среднемесячную зарплату в 60 000 рублей. Работяга, пока еще без серьезного портфолио и амбиций. С учетом российских налогов эта цифра удваивается, а добавляя даже сверх-эффективные офисные расходы и НДС мы получаем сумму почти в 200 000 рублей, т.е. почти в 3 раза выше работы за наличные на черном рынке. Таких среди дизайнерских работ, полагаю, таких большинство.

И именно такая экономика может послужить серьезной угрозой для многих игроков рынка. С учетом постоянно снижающихся доходов и угроз сокращения, во фриланс и т.п. будут уходить всё больше и больше специалистов. И если этот рынок до сих пор был малопрофессиональным и весьма сложным с точки зрения взаимоотношений, то сейчас он будет пополняться специалистами с достаточно высоким уровнем знаний и ответственности, которые успели привыкнуть к цивилизованным отношениям.

Никакие разговоры об "устоявшемся ценообразовании", шарлатанстве и прочие призывы к порядку на рынке не помогут. Потому как проблема появится не со стороны доморощенных профи, готовых делать всё и за любые деньги. Проблема может появиться именно благодаря внешним факторам, вынуждающим компании пускать ценных специалистов в свободное плавание и не имея возможность оплачивать их работу и поддерживать привычный им образ жизни.

Это, к сожалению, нормальный рыночный процесс. Но каждый раз (каждый кризис) мы натыкаемся на те же грабли – вынуждаем наших же сотрудников вступать с нами в конкуренцию, занимаясь демпингом с точки зрения бизнеса. Но проблема в том, что виток за витком компетенции специалистов становятся всё выше, ответственность все больше и разница между результатами работ – всё меньше.

Сейчас как никогда опасность демпинга присутствует на рынке. И сложно будет обвинить в шарлотанстве или безответственности бывшего ключевого сотрудника, который предпочел получать на 30-40% больше за свою работы с такой же выгодой для клиента. Это риск и угроза, которую очень опасно недооценивать. Я помню, как одно большое и весьма уважаемое агентство таким образом сошло с дистанции. И один из лидеров рынка стал маленьким и невзрачным – одним из сотен игроков, где сотрудники были просто старше других компаний на рынке. Опытнее? Это далеко не факт.

Поэтому строя планы, антикризисные программы развития и просто смотря в будущее своего бизнеса, очень важно понимать не только "сможем ли мы без них?", но и "что смогут они без нас?". Не впадая в панику или паранойю. Просто трезво смотря на рынок и перспективы 3-5 летнего горизонта.

Tags: брендинг, дизайн, кризис
Subscribe

Posts from This Journal “брендинг” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments