Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Антикризисная тактика: ревизия бизнеса

Как часто вы пересматриваете свою бизнес-модель? И как часто надо это делать – этим вопросом задаются многие. Не секрет, что скорость развития бизнеса увеличивается и ревизии собственное дело необходимо подвергать раз в 2-3 года. Не пересматривать полностью, а анализировать, отказываться от одних ценностей и овладевать другими.

Безусловно, это зависит и от жизненного цикла продукта, и от скорости изменений в отрасли в целом. Но менять бизнес–модель – это значить держать себя в тонусе и не дать "текучке" утащить себя на дно. Ведь если посмотреть на бизнес в его текущем состоянии (думаю, будет справедливо для большинства российских компаний), то проблема их развития не в отсутствии перспектив, а в огромном колличестве лишнего и неактуального в продуктовом ассортименте. Того, что не даёт возможности посмотреть вперед. Чем больше у тебя "прицепов", тем чаще приходится оглядываться назад. Как при маневрировании на большом грузовике с прицепом: заворачивая за угол приходится внимательно смотреть назад, а не вперед. При этом стоит отметить, что стратегические цели могут и не меняться: конечная точка маршрута не зависит от ваших манёвров, меняется лишь длина пути и время прибытия.

Если учесть, что наш рынок не развивается, а меняется, это становится проблемой. Предпочтения потребителей из-за непредсказуемости экономической ситуации – не определены: приходится идти практически как по минному полю, выискивая расставленные ими ловушки. Нет, уже о "сетях бизнеса" речи нет: компаниям приходится (или придется в ближайшем будущем) не ловить бегущих покупателей в свои объятия, а пытаться не наступить на ту часть аудитории, которая в ближайшее время превратится в пыль, исчезнет с рынка. А это требует серьезных изменений в бизнесе.

Я уже писал о том, что основная ошибка компании, особо актуальная в кризис – это выбор аудитории. Это утверждение справедливо всегда, но на рынке растущем такая ошибка простительна. А вот в состоянии постоянного сокращения ресурсов и платежеспособного спроса – нет. И я вижу, как на моих глазах многие делают ставку не на тех.

Почему так происходит? Потому как модель развития, хорошо отложившаяся в голове, не была подвергнута ревизии. Простой вопрос "что станет в ближайшем будущем с теми, кому мы продаём" может прояснить многое. Но ответ на него понравится далеко не всем. И если ответ честный, то пора браться за более глобальные изменения – пересматривать суть самого бизнеса и, собственно, свой продукт.

Но этот процесс – абсолютно нормален. И даже при растущих рынках такая "санация" очень полезна: она позволяет переосмыслить опыт и понять, чего можно было бы избежать и как подобные ограничения преодолеть на следующем этапе развития. В процессе пересмотра вполне может оказаться, что менять ничего и не надо. Но лишний раз проверить – никогда не мешает. Но если во времена, когда всё растет, ревизия бизнес-модели нам нужна чтобы подтвердить правильность своих действий и верность направления развития, то во времена затяжного спада задача её в том, чтобы определить, какие коренные изменения необходимо вносить в бизнес, чтобы выжить на рынке и возможно даже укрепить своё положение. И здесь уже разрыв в два года может быть слишком длинным.


Tags: бизнес, кризис
Subscribe

Posts from This Journal “кризис” Tag

  • Ложь во благо бизнеса. Есть ли от этого выигрыш?

    Я смотрю на рынок и компании на российском рынке и на то, что произошло с ними за три года. Одни успешнно работали с опытом, экспертизой,…

  • Ценообразование, которое нужно чтобы выжить здесь и сейчас

    “На каком рынке мы можем стать самым дешевым предложением?” — так стоит ставить бизнесу вопрос сейчас. Ценообразование всегда было щекотливой темой…

  • Про поведенческую экономику и не очень

    Сейчас очень модно рассуждать о когнитивных ловушках, поведенческой экономике и потребительской иррациональности. Но нет ли ощущения, что мы говорим…

  • Время действовать?

    Где-то недавно в ленте я встретил призыв: "нет времени думать, время – делать". Еще одна хорошая вариация на тему "пока другие думают, мы делаем". И…

  • "Предлагай, сокращай"

    Мы жалуемся на законотворцев, которые для привлечения внимания выдвигают популистские лозунги, но не рассказывают, за счёт каких ресурсов…

  • Ненасильственная трансформация

    Российскую экономику ждет очередной виток отрицательного роста, конечно же с постоянно сокращающимися темпами его падения. Ну или чем-то в этом…

  • Эмпатия, ценности и...

    В продолжении предыдущего поста напишу самую банальную из банальностей, о которую в словах постоянно спотыкаются, но почему-то на деле редко кто…

  • На чем компаниям экономить в кризис?

    Представьте себе, что компания Mercedes-Benz, погнавшись за сохранением спроса в кризис, начала упрощать свой S-klasse. Тут подвесочку по-проще, там…

  • Играть вдолгую

    В кризис, в период неопределенности строить планы длиной больше чем в полгода – невозможно. Так скажет любой бизнесмен. Ребята, а разве вас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment