Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Антикризисная тактика: ревизия бизнеса

Как часто вы пересматриваете свою бизнес-модель? И как часто надо это делать – этим вопросом задаются многие. Не секрет, что скорость развития бизнеса увеличивается и ревизии собственное дело необходимо подвергать раз в 2-3 года. Не пересматривать полностью, а анализировать, отказываться от одних ценностей и овладевать другими.

Безусловно, это зависит и от жизненного цикла продукта, и от скорости изменений в отрасли в целом. Но менять бизнес–модель – это значить держать себя в тонусе и не дать "текучке" утащить себя на дно. Ведь если посмотреть на бизнес в его текущем состоянии (думаю, будет справедливо для большинства российских компаний), то проблема их развития не в отсутствии перспектив, а в огромном колличестве лишнего и неактуального в продуктовом ассортименте. Того, что не даёт возможности посмотреть вперед. Чем больше у тебя "прицепов", тем чаще приходится оглядываться назад. Как при маневрировании на большом грузовике с прицепом: заворачивая за угол приходится внимательно смотреть назад, а не вперед. При этом стоит отметить, что стратегические цели могут и не меняться: конечная точка маршрута не зависит от ваших манёвров, меняется лишь длина пути и время прибытия.

Если учесть, что наш рынок не развивается, а меняется, это становится проблемой. Предпочтения потребителей из-за непредсказуемости экономической ситуации – не определены: приходится идти практически как по минному полю, выискивая расставленные ими ловушки. Нет, уже о "сетях бизнеса" речи нет: компаниям приходится (или придется в ближайшем будущем) не ловить бегущих покупателей в свои объятия, а пытаться не наступить на ту часть аудитории, которая в ближайшее время превратится в пыль, исчезнет с рынка. А это требует серьезных изменений в бизнесе.

Я уже писал о том, что основная ошибка компании, особо актуальная в кризис – это выбор аудитории. Это утверждение справедливо всегда, но на рынке растущем такая ошибка простительна. А вот в состоянии постоянного сокращения ресурсов и платежеспособного спроса – нет. И я вижу, как на моих глазах многие делают ставку не на тех.

Почему так происходит? Потому как модель развития, хорошо отложившаяся в голове, не была подвергнута ревизии. Простой вопрос "что станет в ближайшем будущем с теми, кому мы продаём" может прояснить многое. Но ответ на него понравится далеко не всем. И если ответ честный, то пора браться за более глобальные изменения – пересматривать суть самого бизнеса и, собственно, свой продукт.

Но этот процесс – абсолютно нормален. И даже при растущих рынках такая "санация" очень полезна: она позволяет переосмыслить опыт и понять, чего можно было бы избежать и как подобные ограничения преодолеть на следующем этапе развития. В процессе пересмотра вполне может оказаться, что менять ничего и не надо. Но лишний раз проверить – никогда не мешает. Но если во времена, когда всё растет, ревизия бизнес-модели нам нужна чтобы подтвердить правильность своих действий и верность направления развития, то во времена затяжного спада задача её в том, чтобы определить, какие коренные изменения необходимо вносить в бизнес, чтобы выжить на рынке и возможно даже укрепить своё положение. И здесь уже разрыв в два года может быть слишком длинным.


Tags: бизнес, кризис
Subscribe

Posts from This Journal “кризис” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment