Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Теперь про тактику

Меня часто упрекают в том, что я пишу о далеких перспективах, а зарабатывать надо "здесь и сейчас". Это тоже важный момент, безусловно. Потому как и политическая и экономическая ситуация не располагают к размышлениям о далеких перспективах. Это очень заметно в том числе и по блогу. Если еще год–полтора назад эти темы вызывали живой интерес, то сейчас ценность "быстрых денег" возрасла многократно. Просто потому, что завтра ни денег, ни возможности может не быть. И от этого не застрахован никто. Жить будущим – это сейчас непозволительная роскошь. Поэтому всё, с чем мы столкнемся в ближайшие годы – это резкое сокращение доходов, рост цен и, что самое главное, сокращение возможностей для роста. 1000 евро уже стала "зарплатой мечты", а мы еще толком не начали. В общем, "будущее" как категория для российских читателей остается пока за бортом. Это данность. Переживать по этому поводу особого смысла нет, потому как это условия общие для рынка. И для тех, кто оценивает свои достижения, соотнося их с другими - все будет неплохо. "Не хуже, чем у людей". Для тех, кто ориентируется в оценке только на себя в прошлом – хуже. Но... Это наш собственный выбор. И теперь надо с этим что-то делать.

Вопрос, что делать прямо сейчас, что замедлить свой собственный спад и деградацию. Не как личности, а как бизнеса. Но т.к. эти две категории неразрывно связаны между собой, работать придется в двух направлениях. Трюки и хитрости, активно продвигаемые на рынке – помогают отлично. Тем кто их вам продает. Но в жизни – разовый эффект от применения может быть дороже, чем стоимость обучения всем этим штукам.

Простой пример, который может помочь. Вы используете маленькую хитрость, возволяющую увеличить чек со 100 рублей до 150. Это произойдет один раз, т.к. потребитель в следующий раз в лучшем случае на хитрость не поведется, в худшем – вы его потеряете. Но при этом необходимо учитвать, что на нестабильном рынке потеря потребителя ощутима куда меньше, чем на рынке развивающемся. Это важно знать. Потому как в случае резкой смены модели потребления, которая происходит в России, потребители находятся в поиске. В поиске наиболее оптимального соотношения цены и качества. А значит, есть много неопределившихся.

Но вернемся к примеру. Если один "цикл" – это 1000 клиентов, значит вы получите дополнительно 50 000 рублей дохода, что соответствует 5 – 7,5 тысячам рублей (в лучшем случае) прибыли, которую вы получите, если правильно считать. При стоимости семинара с советом в 2 – 3 тыс. рублей – это выгодно. Если выше – то это рискованная затея. Главное, чтобы этот расчетный "цикл" не сократился за период его прохождения с тысячи клиентов до восьмисот, например.

Пример крайне абстрактный, но он об одном: о том, что каждое действие надо просчитывать не только в средне- или долгосрочном периоде, но и в крайне коротком. Буквально в однодневном. И каждый день "обновлять" свои расчеты. Это поможет во-первых научиться правильно считать, во-вторых – экономить на своих же ошибках, а не на главном.

Другая ошибка, которая несет мгновенный эффект – это экономия на главном. Если вас долго обслуживают в ресторане, где еда невероятно вкусная, а цена – соответствующая и даже ниже, то это плохо. Но если вас быстро обслуживают в заведении, где еда явно не стоит своих денег, вы туда просто не вернетесь. Поэтому выбирая статью экономии между "снижение себестоимости" и "снижение затрат на персонал" стоит четко понимать, в чем ваша ценность для ваших гостей / клиентов. Это к вопросу о предыдущем посте. Чем четче вы это осознаете, тем проще вам оптимизироваться, создав на основе "одной ценности" табуированный список возможностей для оптимизации. Это можно делать в реальном времени и пересматривать его в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры и потребительских предпочтений. И здесь мы сталкиваемся с игрой на выживание. Кто дольше всех сохранит основную ценность не тронутой, тот уйдет. И тот, кто будет методично сжиматься по всем статьям – уйдет. Но первый уйдет в нишу, второй уйдет с рынка. Выбирать, собственно, вам: либо сокращаться до собственного сегмента, либо потерять всё.

И здесь опять же верная тактика – это укрупнение. Т.е. слияиние. Потому как оно позволяет осуществить экономию от масштаба. Чем крупнее бизнес – тем более массовый рынок. Но не надо забывать, что бизнес может увеличиваться не только как доля локального рынка, но и за счет открытия новых. Первое, о чем думают недоученные бизнесмены – это франшиза. Но в связке с франшизой есть еще одно слово – "патент". Если его нет – перед вами разводка чистой воды, каких на рынке полно. Если с франшизой передается уникальная технология, обеспечивающая конкурентное перимущество и которую невозможно повторить – это стоящее дело. Причем как для франчайзера, так и для франчайзи.

Хотите создать франшизу – ищите уникальные технологии, а не продукты. Но есть ли на это время? Тогда становитесь франчайзи. Выбирая по тому же принципу – наличию уникальной технологии, недоступной вам лично. Начинать же новый бизнес самостоятельно – сейчас очень рискованно. "Подцепить" падающий рынок можно, но для этого надо обладать очень большим финансовым ресурсом или стабильным финансовым потоком, имея при этом беспроигрышный продукт, безальтернативный на рынке с растущим спросом. Всего-то.


... В общем, это начало. Если интересно, готов продолжать про то, что нужно сделать прямо сейчас, чтобы жизнь стала чуть-чуть приятнее и лететь вниз можно было с удовольствием. Вопросы и темы для обсуждения – welcome.

Tags: бизнес, кризис, маркетинг
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments