Предпринимательский талант

Буквально на первом занятии первого курса в университете нам стали рассказывать о том, что не только труд, земля и капитал являются необходимыми условиями для ведения бизнеса. Необходима еще и предпринимательская способность. А это уже талант, которым обладают столько же людей (в относительных показателях), сколько и имеют талант игры на музыкальных инструментов, написания книг; столько же, сколько есть талантливых спортсменов, инженеров, врачей... Их не мало и в конце концов наши таланты определяют нашу сферу профессиональной деятельности. Кроме предпринимательского таланта, который есть как бы у всех.

На мой взгляд талант предпринимателя – это  навык поиска сбалансированного решения вместе с умением встать на сторону каждого из участников сделки. Т.е. это уметь думать как покупатель, как потребитель, как плательщик, как поставщик, как контрагент, как ваш бухгалтер или налоговый инспектор, как менеджер в банке или уборщица в офисе. Даже может не уметь думать за них, а уметь понимать что думают они, все они. И вместе с поиском баланса уметь оставаться при этом перфекционистом и следовать к цели, которую нужно еще и поставить. Всего-то.

Управлять людьми, мотивировать их, требовать – это лишь малая толика, которая нужна эффективному управленцу. А на деле и ему никогда не мешает думать как потребителю. Но для предпринимателя этого очень мало. Предпринимателю необходимо очень четкое видение картины будущего и картины идеального продукта. Но вместо этого у большинства куда более четкое видение "роста прибыли на 20%" или "200 000 рублей чистыми". Это про деньги – но не про предпринимателей. Это про "зарабатывателей".

И таких – как раз остальные 9 из 10, которые вовлечены в бизнес–процессы. Им не интересны ни потребители, ни продукты. Они осознают их важность в процессе зарабатывания денег, но глубоко не вникают: ведь сфера интересов иная. А в то, что не интересно, мы стараемся глубоко не погружаться. Зато с удовольствием слушаем и читаем о деньгах. О различных способах упрощения пути к деньгам. О том, как проще всего их изъять из карманов нашей целевой аудитории. Это прекрасно продается. Это прекрасно слушается. 22 совета о том, как зарабатывать лучше прямо завтра – это куда полезнее для них, чем 22 никуда непреложных закона маркетинга. Точнее эти советы обладают большей ценностью при их очевидной глупости. Но обещание больших денег при малых трудозатратах значительно снижает способность критически мыслить. А гигантские деньги по меркам начинающих предпринимателей вообще сказываются гипнотически: критическое мышление выключается полностью. Так действуют "Инфобизнес", "Бизнес-Молодость", "Вверх!" и многие другие бизнес-школы и тренеры, обещающие волшебную пилюлю. И чем мощнее обещанный её эффект, тем больше вера. Потому как разумные обещания мы можем критически оценить, а вот теми, что выходят за рамки - можем только восторгаться.

В итоге, вовсе не удивительно, что лишь половина бизнесов переживает трехлетний рубеж, а до десятилетия доходит один из 10. И это в учете статичной среды, где бизнес-процессы не меняются. В современном мире стартапов и проектов, не рассчитанных на празднование пятидесятилетнего юбилея компании, там, где бизнесы создаются лишь для того, чтобы снять сливки с тренда – выживаемость бизнеса меняется, как и меняются подходы к его ведению. И это должно волновать тех, кто зарабатывает. Потому как их специализация – это деньги. А предпринимательство – это образ жизни.

Образ жизни основанный на таланте, глубоких знаниях продукта, рынка и потребностей. Т.е. на умении слушать людей, решать их проблемы и стараться быть полезным для них. Подходит ли такой образ жизни каждому из нас? Нет. Но о том, что успешный бизнес есть результат такого образа жизни – надо знать.

Конечно, вы можете найти и опровергающий пример. Но сравните количество таких примеров с общим количеством "зарабатывателей" и поймете, что не все так просто. В одних случаях это лишь напускной образ "фаната денег", в других – удачное стечение обстоятельств. Но ведь бизнес построить только на удаче – очень сложно. А вот на таланте предпринимателя - вполне возможно. Еще бы его иметь...


Tags:

Recent Posts from This Journal

Почему лишь половина бизнесов переживает трехлетний рубеж? Или создается продукт который ни имеет интереса у общества? Или наоборот появляется мега-проект?
В современном мире люди пытаются занять не свой пост, перепрыгнуть через голову. Или наоборот, занимают правильную позицию и достигают успехов.

Предлагаю взглянуть на данные проблемы и возможности с другой стороны - со стороны Древней Индии. Тоже самое, но другими терминами.
Мне очень понравилось разделение сословий согласно древнеиндийским канонам (тысячелетие до н.э.):
* брахманы — учёные, учителя, наука
* кшатрии — воины, правители, предприниматели
* вайшьи — торговцы
* шудры — рабочие, ремесленники

Если немного упростить, то мы говорим о:
а) торговцы по менталитету;
б) предприниматели.
И те и другие "касты" важны. Кто-то умеет выгодно заключать сделки, а кто-то занимается созданием продукта.

"вовсе не удивительно, что лишь половина бизнесов переживает трехлетний рубеж"
Если смотреть с ОЧЕНЬ упрощенной точки зрения, то вы говорите о торговцах которые стартовали свой бизнес. Правильно, они не могут самостоятельно рулить бизнесом, потому что их интересует только прибыль.
Им нужно работать в партнерстве с предпринимателями, но не как независимая бизнес-единица.

Тоже самое касается предпринимателей - им нужны торговцы в партнерстве. В этом случае достигается идеальное партнерство. Кто-то создает продукт, продумывает - кто-то занимается его продажей/сбытом.

Получается, что максимальное использование таланта возможно только в рамках своей "касты". Пересечения возможны, но это - высший пилотаж.

PS: На размышления о кастах (ментальности мышления) меня натолкнула прекрасная книга Ольги Валяевой.
Продажники-это действительно отдельная каста. В экстремуме продажничество и барыжничество не что иное, как мошенничество и обман.

Вся фишка в том, что если у предпринимателя таки получается продукт, ему становятся не нужны продажники - ему нужны грузчики и кассиры. Продукт начинает продавать себя сам.

Я не теоретизирую: очень давно забросил директ от яндекса, сайт тоже не обновлялся полгода, а работой завален на неделю вперед. Всего лишь нужно качественно делать свою работу. Ну и немного быть обаятельным :) И тому и другому вполне можно научиться.
Не буду спорить ) Но напомню, что много изобретений остается в тени, а то и просто чахнет потом что некому их продавать.
Как я уже сказал выше, очень мало людей которые могут сочетать в себе талант предпринимателя и в тоже время грамотно презентовать свой продукт. Это не означает впаривать - совершенно нет. Но для многих дискомфорт общаться с закупщиками. При этом они могут прекрасно вести дела в компании и создавать исключительные продукты.
Продажник умеет находить путь к сердцу клиента. И это не обязательно впаривать.

Недавно встретил статью - изобретение мобильного телефона созданного в СССР в 1958 г. Радиус действия 80 км. Продукт - 5 баллов! Нужный? Конечно. Но без маркетинга маркетинга и отдела продаж - дело не пошло. Ссылка - http://habrahabr.ru/post/197880/
Таких продуктов очень много – вспомните провал того же Iridium. Но здесь есть нюанс: даже безусловно–полезное изобретение не всегда становится коммерчески успешным лишь потому, что проблема, которую оно решает, не является значимой для потребителя в данный момент, а лишь ценна для изобретателя. И очень сложно в "изобретениях в тени" провести грань между их востребованностью в голове изобретателя и востребованностью в голове у потребителя. Ведь мысль потребителя иррациональна по природе.
Почему провал? они до сих пор живы у нефтяников / полярников. Просто в широком сегменте их убил GSM.
Изобрести мало, нужно создать продукт, которым можно и хочется пользоваться. Для этого нужно иметь желание слушать клиента и воплощать идеи в жизнь, менять исходное изобретение. Большинство изобретателей не пошли дальше прототипа, который сам по себе интересен, но совершенно нефункционален. Предприниматель - тот, кто создаёт готовый продукт, доводит изобретение до ума.

Ещё раз: хороший продукт в продаже не нуждается! он продаёт себя сам! Максимум, нужно показать, как им пользоваться, это опять не продажник, а консультант.

А в 60-е годы СССР мобильник был просто никому не нужен, стационарный то телефон был роскошью.
Не соглашусь. Вспомните фильм Список Шиндлера. Простая идея, реализация, откаты, фарс и признание.
При чем тут продукт? Чистый предприниматель. Вы говорите не о предпринимателях, а об изобретателях, это совершенно другая категория людей.
В 90е годы один мой учитель по технике ездил на стажировку в HP. Был очень впечатлен! Они собирают команду изобретателей, дают им картбланш, и люди творят, пока не иссякнут. Потом совсем другая команда технически грамотных людей на основе наработок изобретателей создают продукт, пареметры которого задают маркетологи.

Птотому что для изобретателя перепилить свое детище- как отправить свое дитя под скальпель пластического хирурга.

Кстати, ни у одного изделия HP нет ни одной ровной горизонтальной поверхности. Чашку кофе поставить просто некуда :) это тоже было требование маркетологов.

Потом включаются в работу продажники. Интересный у них подход к созданию продуктов.
Интересно! На лицо - автоматизация производства (человеческие машины), где каждый выполняет роль шпунтика в большом механизме. Действительно данный подход позволяет непринужденно вырабатывать качественные решения. Дао Тойота )

Но как применить такой непринужденный подход в малом и среднем бизнесе где ресурсы ограничены?
Конечно можно поговорить на тему фрилансеров, но найти хорошего фрилансера который будет готов взяться за вашу работу и выполнить её в срок - это большая редкость. Агентства - не каждый бизнес потянет. Что остается? Размышляем - "вау, как круто"! А дальше берем делаем сами ))
Торговцы – это те, кто занимается перепродажей. Т.е. в современном мире это то, кто оказывает логистические услуги, перемещая продукты ближе к потребителям. Здесь союз не нужен, на мой взгляд. Нужно сотрудничество – взаимовыгодное и на понятных условиях. Но не более.
Вообще то, предпринимательский талант - нацеленность на экспансию.
имхо
Сергей, неужели вы действительно верите в то, что в современном РОССИЙСКОМ мире множатся стартапы с рассчетом на празднование пятидесятилетнего юбилея компании? Странно от вас это слышать. Я лично не могу со 100% уверенностью сказать, какое место ампутируют моему бизнесу очередной раз «талантливые и патриотичные народные избранники»...
народные избранники мешают 80% написать нормальный бизнес план? не, все методом тыка, купи-продай, авось выстрелит и повезет, многие мои клиенты даже не понимают, кто их ЦА и кризис сейчас это обнажил, такие бизнесы разваливаются на раз два. и не потому что кризис, потому что изначально никакой концепции, маркетинг и бизнес планирование никому не интересны...
Да, именно так. Не мешают, а делают нецелесообразным написание этих планов вообще. Только метод тыка, авось и сиюминутная выгода. Результатом, например, являются две "импортозамещенные" категории "сыр" и "мясопродукты", которые и раньше были условно съедобные, а теперь это полнейшее дерьмо. Это как раз и есть "зарабатыватели", которых с удовольствием культивирует наше государство. Есть отчаянные, есть честные – но их слишком мало, и их количество будет только сокращаться. :-(
не могу согласиться полностью...

создание своего производства - отдельная песня и тут я ничего сказать не могу.

обычно все объясняется ленью и жаждой наживы. легко все спихнуть на государство. я насмотрелась как делается малый и средний бизнес. от балды. совершенно. есть не такие сложные отрасли как животноводство и молочная продукция. я именно про "купи-продай".

я люблю сыр, кстати, но я настолько не гурман, что спокойно всю жизнь ем сыр типа российский и он мне нравится)) поэтому ситуацию с сыром не могу оценить. молоко да, испортилось. стали мешать с порошковым или совсем попрошковое выдавать за свежий продукт. Но мне кажется, проблема не совсем в государстве, а в жажде опять таки, наживы. Побольше продать в условиях кризиса и барыжат с молоком.

у честных молочка стоит дорого и это по ценнику слишком ощутимо, интересно, выживут ли...

на счет мяса. не знаю как у вас, но у нас в дмитровском районе раньше кроликов, уток и перепелов надо было еще и поискать, теперь продаются везде после санкций.))
Какую атмосферу создают – такой бизнес и делается. Если ты знаешь, что успешный бизнес могут с легкостью отобрать, например, а против произвола чиновников никакой управы нет, то зачем жить завтрашним днем, когда лучше максимально быстро заработать прямо сейчас? Жадность – это нормальная реакция. И лень – вполне человеческое чувство. Вопрос в том, что тебя мотивирует. Понимая, что у тебя нет возможности получить вознаграждение в будущем, приходится брать всё у настоящего не думая о последствиях. Потому как их и не будет.
я работаю с малым бизнесом, ситуация там такая как я описала и государство в основном не причем
Но у меня же есть читатели, которые живут в Белоруссии, на Украине, в Казахстане, Германии, Канаде, США, Израиле, ЕС... :-)
Сергей, статья очень понравилась, поэтому развиваю тему.

Итак, Вы призываете к тому, чтобы мы:
а) создавали идеальный продукт
б) работали над лояльностью и умели слушать клиентов
в) развивали предпринимательский талант

При этом Вы негативно отзываетесь о жестких методах продаж, продажниках, и вообще понятии "зарабатывании".
А также, напоминаете про статистику "половина бизнесов переживает трехлетний рубеж".

Немного опустимся на землю. Роспотребнадзор, откаты инспекциям, плата за ПО и бухгалтерию, ворующие сотрудники, непомерные расходы на офис и логистику.
И не дай Бог на вас подадут в суд с иском на половину вашей 6-ти месячной ПРИБЫЛИ, если не за весь год. При этом, возможно даже и не ваша вина в том что товар не положили в холодильник и он испорчен...

Возможно мы рассуждаем об идеальном мире с идеальными покупателями и идеальными условиями.
Первые 3 пункта - да, в идеале. Они должны быть. Но для выживания нужно быть ТАКЖЕ - жестким к рынку, вкладывать ресурсы, быть мобильным, учить продавцов и сотрудников. Да, иногда (!) делать сверхприбыли на говно-сыре чтобы выжить, потому что в прошлом месяце вас надул поставщик на месячную выручку.
Получается, что если вы будете работать только над идеальным продуктом - первая же серьезная претензия обрушит ваш бизнес как карточный домик. Сколько было уже историй с идеалистами, стремящихся к идеальному сервису и услугам. Затем ПУФ-Тьфу.. и нет их. Так стоило ли? Или же все-таки стоит пройти тернистый путь (да, с ошибками и где-то со сверхприбылями) в конце которого может быть и существует идеальный продукт? )

Где я не прав, Сергей?
Могу ответить очень просто: если у вас есть желание создать идеальный продукт – уезжайте из этой страны и начинайте создавать его в другом. Здесь перспектив нет и не будет еще очень долго. К сожалению.

Поэтому вы правы. Но если при отсутствии возможности пропадет еще и желание и попытки всё-таки сделать правильно – вы сдались, вас победили. Тогда можно уже идти и по пути наименьшего сопротивления :-)
Работаю в другой стране уже не один год - Индия. Именно так и получилось несколько лет назад - " уезжайте из этой страны и начинайте" )))

На счет перспектив - не согласен, это рынок. Везде есть возможности, инвестиции. Как в России так и в любой другой точке нашей Планеты. Стремление к идеалам не означает быть аскетом-монахом и отказываться от поддержки бизнеса не совсем идеальными решениями (иногда).
Перспективы - штука любопытная. Без них нельзя. Но они должны быть осязаемы.