Класс "А". Правильные автомобили, которые нам не нужны

Раньше я очень любил быстрые, большие и навороченные автомобили. Покупал автомобильные журналы пачками, читал их, виртуально сравнивал огромное количество машин, которые могут быть мне интересны и даже ездил на тест-драйвы. Пик пришелся, наверное, на 30-летие. Как раз за год до этого я пересел на 7-ю серию BMW, но интерес не угас, а наоборот – только возрос. Несмотря на замену двигателя по гарантии ) Но сейчас интересы изменились и на рынке обнаружилась странная пустота.

Пару дней назад пообщавшись на автомобильную тему с тем, кто меняет автомобили каждую неделю, на вопрос "запомнилось ли что-то" я получил ответ "да все они одинаковые!". И ведь это действительно так!

Автомобили одинаково едут, одинаково поворачивают, одинаковы напичканы электроникой. Ну да - у одной кожей обито так, у другой – эдак. У одних стрелки нарисованы с одним градиентом, у других – с другим. Да, где-то шум едва слышен, где-то вообще не слышен. И музыка везде прекрасная. Но т.к. я за рулем провожу очень мало времени – это совершенно "не вставляет". И, действительно, все мешаются - яркой индивидуальности на рынке нет.

Я за это в своё время влюбился в "7-ку" Криса Бенгла. И достаточно быстро прошел путь до неё через другие BMW и Mercedes (о, эта кожа серо-голубых коров!). Она была яркой и оригинальной. Сейчас такой машины на рынке нет. Нет её и классом ниже. Нет её и двумя, и тремя классами ниже. Оригинальность осталась только в классе "А" и в двух автомобилях производства BMW - i3 и i8, для которых здесь отсутствует должная инфраструктура.

Но класс "А" - это не те автомобили, которые пользуются спросом в России. Единственный представитель c нормальным сервисом - Smart. Есть еще Fiat 500, но дистрибьютор, кажется, делает всё, чтобы эти автомобили не продавались. А отличные Fiat Panda, Renault Twingo, Сitroen Cactus, Toyota Aygo и VW Up! у нас просто купить не представляется возможности. И этот список можно продолжить. В России, где "А" класс может быть единственным разумным выбором для жителя мегаполиса, находится за пределами конкурентного рынка.

Почему такое происходит – понятно. Мы - страна больших и черных седанов, ксенона и тонировки. И дело ни в какой не в безопасности, а в боязни окружающих. Очень хочется выглядеть круче, чем ты есть на самом деле. А единственный маркер статуса, понятный окружающим – это автомобиль. А т.к. их мнение для нас очень важно, то черный седан – беспроигрышный выбор. Говорю как бывший обладатель. Но в "А"-классе и вообще в дешевых автомобилях есть масса преимуществ. И это не только размер.

Дешевые автомобили привлекательны... своей дешевизной. Так же, как хороши футболки из Zara и H&M. Забыл её где-то, потерял, испачкал, надоело – выкинул без сожаления и купил другую. Как только вы перестает воспринимать автомобиль как маркер своего социального статуса, точно так же вы начинаете относиться и к нему. Это счастье, когда автмобиль в вашей голове не занимает никакого места: как и проблемы с его обслуживанием, парковкой, стоимостью бензина и т.п. Конечно, Bentley Continental тоже может не занимать места в голове как и S-klasse с шофером. Но будем реалистами, – это не типичная ситуация для 99% россиян. Для остальных пока безумием выглядят 2-3% расходов семейного бюджета, связанные с владением авто. Нормой - 10-15%. И это в большинстве случаев - имиджевые затраты. Доказать прохожим и соседям по потоку, что ты "величина".

Да, комфорт. Да, удобство. Но если вас не разбил геморрой, простите, то мягкость подвески не должна быть каким-то значимым фактором при выборе автомобиля для путешествий дом-работа. При этом эргономика и удобство пользования – это уже базовые требования к автомобилям, а не атрибуты какого-то высшего автомобильного класса. Да, кресло того же Smart не имеет 16 регулировок, как кресло 7-ки. Но оно удобно в любом случае. И если не надо делать 700-километровый марш-бросок, вполне хватает и базового профиля вышеперечисленных авто. Про такие давно забытые в городе понятия как динамика или управляемость – я вообще молчу. Но и они не так плохи в классе "А", как могло бы показаться...

Они напчканы электронными помощниками, они удобны для города, они мало "едят". При этом их еще удобно парковать, на них удобно маниврировать и они становятся незаметными помощниками, а не статьей расходов. Безопасность – для города более чем достаточная. Это максимально честные автомобили. Так что же останавливает от их покупки?

Скорее всего то, что автомобиль для нас всё еще роскошь, а не средство передвижения. Поэтому мы не можем позволить себе "дешевый" автомобиль и вынуждены тратить на дорогой. Упуская фан и драйв, которые может подарить крохотный автомобиль с маленьким двигателем. Автомобиль – это показатель нашей успешности. Третий по доступности после брендированной одежды и смартфонов. И в этом есть серьезный диссонанс между стремлениями потребителя и производителя. Вся инженерия становится, на  которую тратятся миллиарды евро, становится бесплатным бонусом к трехлучевой звезде или пропеллеру на радиаторной решетке. И производители идут в массы, выпуская "только звезду" без надлежащего автомобиля, например. Именно благодаря тому, что автомобиль стал одним из самых доступных способов заявить о себе окружающему миру. И это вовсе не заслуга маркетологов (или же зло, исходящее от них). Это исключительно наше представление об автомобиле.

"Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Правда ли?

Posts from This Journal by “автомобили” Tag

  • Smart ForTwo. Собственный опыт

    Итак, продолжая тему Smart, который я выгуливал длительно благодаря производителю и автосалону "Звезда Невы", теперь напишу о своих…

  • Smart. Умный выбор для небедных горожан

    Наверное, я один из немногих автолюбителей, кто испытал на себе практически весь сегмент сити-каров, которые в том или ином виде можно приобрести на…

  • Про маленькие автомобили

    Последнее время стал любить маленькие авто. Как символ статуса, успеха, дохода или чего-то еще автомобиль для меня потерял всякую актуальность,…

а я вот жду когда Nissan Leaf поедет еще на сто-двести км дальше на одной зарядке...
ну или вдруг, кто-нибудь из производителей сделает что-то подобное, но покрасивше)
Мне очень понравилась i3. Это что-то иное, не автомобиль на электричестве, как Tesla. Это другой подход к средству передвижения. По ощущениям внутри, ощущениям от вождения, ощущениям от поездки. Но у нас пока это не реально.
Быть, а не казаться - выбор микроскопической части потребителей. Это хорошо видно, когда первой серьезной покупкой становится не жилье (даже с использованием кредитных схем), а машина. Притом такая, которую можно будет потом несколько лет выкладывать в инстаграмме не стесняясь. А то, что это авто припарковано будет во дворе "хрущевок", диссонанса не вызывает.
p.s. вчера как раз заехал к клиенту в салон ниссан. заодно примерил следующее поколение. И отметил, что продают не машину, продают четыре камеры вокруг, тач пэд на приборной панели, которым ты управляешь рюшечками, джойстик, которым ты задаешь уровень подвески. Продавец сразу заметив шлем в руке и обмундирование быстро перешел к вариантам "спорт" со словами - ну вас же не интересуют стандартные комплектации ))) И как вывод - базовые комплектации берутся реже, чем навороченные а в итоге -



Edited at 2015-07-17 09:14 am (UTC)
Да, так и есть. "Могу себе позволить" и "что я, на помойке родился"... :-)
Сергей, а попадалась ли вам на глаза такая машина, как Hyundai Veloster?
со стороны водителя - купе, со стороны пассажира - седан + задняя дверь. это точно не А-класс, скорее гольф-класс.
мне она нравится, хоть и не владею
а вы что про неё скажете?
Черт знает. Это определенно дизайн-поиск. Но еще не законченный, на мой взгляд :-)
Хе!
НИВА - Вот выбор настоящего фаната!
Дешево и сердито, а главное что ты попадаешь мимо статуса, т.е. даже сравнивать это с другими машинами не возникает!
Веселей только УАЗ.
согласен
Сам с недавнего времени думаю что иногда мне нужно просто ехать. Одному. А иногда с семьей. Как правило по выходным, с велосипедами в багажнике. И тут без большой машины никак. Значит нужно две. Мне. И еще одна у жены, всего - три. Три машины пока не готов протянуть. Хотя наверное стоит посчитать бюджет содержания. Но еще вопрос парковки. Ставим обе машины во дворе. Надо подумать и посчитать.
Re: согласен
Сейчас активно развивается каршеринг, есть аренда автомобиля. Эти вопросы решить все проще и проще.
Я часто проезжаю по 600 км за сутки вне Московской области - при обгонах на двухполосной трассе мощный двигатель очень даже полезен, а при ДТП длинный капот и большая масса тоже плюс :)

Малыши только для городской езды, но в городе можно и вообще без авто.
Про трассу - безусловно. И про город соглашусь: если инфраструктура развита как, например, в Берлине – то смысл машины (при наличии еще и car sharing) вообще теряется.
это "смарт" - "дешевый" автомобиль??? %-)
Ну, к дорогим его при всем желании нельзя отнести. Если смотреть на рынок, конечно.
А я в свое время поступил по-другому: просто перестал менять машины каждый год. Теперь в семье несколько машин, которые изредка меняем по одной. Практически отсутствует напряжение бюджетное, страховые компании не давят своими тарифами, перестаешь расстраиваться из-за микроцарапинок на кузове.

Сейчас машины перестали прогрессировать, и 10-летней давности автомобиль едет, тормозит и жрет гсм практически так же, как и новый. И выглядит по-прежнему нормально.

Бесконечно кормить автомобильный маркетинг, автомобильных страховщиков и автодилеров надоело.
Сейчас машины перестали прогрессировать, и 10-летней давности автомобиль едет, тормозит и жрет гсм практически так же, как и новый.
Да нет, десятилетний автомобиль скорее всего жрёт одну из составляющих ГСМ в разы меньше, а именно масло. Одноразовые малообъёмные турбонедомерки, жрущие масло и рассыпающиеся на границе 100ткм, а то и раньше, появились массово позже.
Дорогая машина:
1 Лучше едет. Полюбому. И это важно для большинства водителей. Мало кто не чувствует эту разницу при пересадке обратно на бюджетный автомобиль. И мало кому совсем пофиг...
2 Как правило, она едет быстрее. Предположу, что большинство водителей втапливают время от времени тапку в пол и получают от этого кайф. Более того, они готовы за это заплатить. Даже бюджетные модели чаще покупают с большим движком. Хотя статус это не прибавляет.
3 Как правило в дорогой машине больше комфорта. Многие проводят в ней часы. Причем не спят в отключке, а именно что в полном сознании.
4 Дорогая машина в большей безопасности на дороге. Ее и пропустят чаще и не ототрут нагло.
5 Дорогая машина поднимает статус в непосредственном окружении. Сам по себе факт того, что человек смог себе ее позволить характеризует человека положительно. При прочих равных... А вот странные автомобили выталкивают человека в группу социальных фриков. Думаю, что среди коллег и начальников не очень выгодно иметь машину не по статусу как слишком дорогую, так и слишком дешевую.
5.5 Девушки сейчас хорошо реагируют на дорогие машины... в этом смысле в 90е, иметь чероки было неудобно. Девушки боялись...

Ну и для иллюстрации того, что все понимают в машинах и это не просто амбиции - посмотрите пару сезонов топгир. Нет более популистской передачи. Но всем интересно и про двигатель и про звук и про эргономику...
А вот такой передачи про золотые компьютеры и телефоны нет. Потому что это действительно вещь-функция и всем пофиг, лишь бы звонил...
Главный вопрос в том, готовы ли вы за эти пять с половиной пунктов отдавать, допустим, 1 млн. рублей в год. Это, наверное, самое важное.

А дальше можно тему развивать.
1. Не лучше едет, а лучше стоит.
2. Тапка в пол и кайф – это да. Но это редко и есть много относительно недорогих решений типа Golf R.
3. Это да, безусловно.
4. Зависит, на мой взгляд, от манеры езды. Могу сказать основываясь на своем опыте, что периодичность, с которой на дороге появляются всякие уроды, приблизительно та же самая, что на 740, что на iQ.
5. Это если статус необходимо поднимать. А если он и так на высоте? :-)

Edited at 2015-07-17 04:20 pm (UTC)
325 000 - 433 000, стоимость смарта, надо быть полным идиотом, чтобы не добавить сотку и не купить тот же подержанный например рав4, ну или не идиотом, а человеком видимо, который может позволить себе бмв 7 спокойно, но вот подумывает о маленьких авто). Если семья хотя бы 3 человека...ну какой тут А класс.
Стоимость Smart, если не ошибаюсь, 800-1300 тыс. рублей. И я говорил о роли городского авто. Для большой семьи есть другие решения.

Моя Тойота Ярис Версо - отличная и удобная. В салоне просторно. Хочешь швеллер возить - вот тебе багажник на крыше. Хочешь холодильник впихнуть - пожалуйста. Дальний ночной забег - сиденья задние в подпол сложил и дочки спят спокойно. Жаль новых таких уже не выпускают. Моей уже 14 лет :(

+100 За Версу у самого такой. Уже и 307 SW продал и ASX, а старичка при себе берегу. Поднял его малясь и просто песня.
"Мы - страна больших и черных седанов, ксенона и тонировки."
Уже несколько лет подряд самые продаваемые автомобили в нашей стране - это Гранта, Рио и Солярис, еще Калина, Поло и Логан. Даже в сравнении с Fiat 500 их сложно назвать большими. Хотя многие из них действительно седаны, и часть наверное черные, на некоторых наверняка есть тонировка и ксенон. И тот факт, что структура продаж и структура автопарка не одно и то же, сути дела не меняет.

"Я за это в своё время влюбился в "7-ку" Криса Бенгла. И достаточно быстро прошел путь до неё через другие BMW и Mercedes (о, эта кожа серо-голубых коров!). Она была яркой и оригинальной."
"В России, где "А" класс может быть единственным разумным выбором для жителя мегаполиса, находится за пределами конкурентного рынка."
Между "ярким и оригинальным" и "разумным выбором" есть огромная разница. За прошедший июнь было продано чуть больше 9000 Солярисов и чуть меньше 9000 РИО. Вот это и есть выбор потребителей, за который они проголосовали кошельком. Хотя, конечно, не все покупатели этих автомобилей - жители мегаполисов. И не всегда они выбирали разумно. Но кому, как не Вам, знать, что выбор покупателя редко бывает таковым.
В нашей стране А-класс не популярен по простой причине: автомобиль В-класса стоит дешевле и он немного больше.
Проблема цены – проблема крайне серьезная, я согласен. Но не цена покупки важна в автомобиле, а стоимость владения. Пока мы этой логикой руководствоваться не привыкли. Но если стоимость владения "гольф-классом" оценивается в 500-600 т.р. в год, то есть над чем задуматься. Но пока еще культура потребления такова, что разумности в выборе автомобиля - маловато.
Оу, это прям в тему :) вот только я пошел еще дальше - и купил себе оку...

Двадцать (!!!) тысяч рублей за машину в идеальном состоянии! И при этом она ездит! И бензина почти не ест! И транспортный налог за нее платить не надо!

Но зато это отличный маркер - едешь и сразу видишь мужчин с маленьким писюном: они тебя на ровном месте подрезают, сигналят и вообще ведут себя как уг... Мне-то пофиг, но сразу ощущаешь, как же тяжело девушкам на маленьких машинках
Да, истинно так.
Ну и почему то еще чем больше автомобиль, тем он кажется безопаснее. Хотя это наверно иллюзия
Законы физики, конечно, действуют. Но в городских условиях безопасности с лихвой хватает на всех. В конце концов над решением этой задачи работают денно и нощно лучшие умы. А ездить на дальние расстояния эти автомобили и не приспособлены...
Расскажите это медикам, которые достают людей из машин А-класса после ДТП. Запаса жизненного пространства минимум, деформируемые зоны в разы меньше, чем у полноразмерных машин, а закон сохранения импульса P=m*V никаким либералам или попам отменить не под силу. Масса, помноженная на скорость. Масса, Карл!

В России, где "А" класс может быть единственным разумным выбором для жителя мегаполиса
Опять Москвичи перепутали Москву с Россией. Россия, кроме прочего, страна больших расстояний и плохих дорог. А с парковкой и пробками проблемы в двух-трёх мегалополисах.

Но в "А"-классе и вообще в дешевых автомобилях есть масса преимуществ
Так же как в 6-7-летних автомобилях D-класса не премиальных марок, которые стоят дешевле новых А-класса, а остаток ресурса в разы больше, чем у новых пузотёрок.

Безопасность – для города более чем достаточная
Угу, до столкновения на МКАД со в два раза более тяжёлым большим тонированным седаном, например.


Edited at 2015-07-18 10:00 am (UTC)