Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Две крайности одного маркетинга с перерывом в один день

Волею судеб на этой неделе я поучаствовал в двух принципиально разных мероприятиях на тему маркетинга. И хоть я стараюсь не участвовать в публичных мероприятиях, здесь не удержался.

Предложения публичных выступлений (и уже вовсе не бесплатных) приходят теперь чаще чем раз в неделю, но делать выбор между работой и вещанием со сцены я пока не готов. Единственным исключением послужила Digitale - одна из самых больших конференций по маркетингу. Точнее, моё особое отношение к её организаторам из компании Serenity. Будучи знакомым лично и видя, на сколько они переживают и какие цели ставят - я не смог отказаться. О самом Digitale, составе участников и результатах - было написано много (это уже 7-е мероприятие), и еще напишут. Это сбор практиков, предлагающих в основном быстрые способы решения текущих маркетинговых задач. Это было 1-го июня

Второе мероприятие с разницей в день (вчера) – это участие в аттестационной комиссии на звание магистра Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов. Тоже из за особого отношения к пригласившему :-) 19 будущих магистров защищали свои работы, связанные с разработкой собственных уникальных методологий для маркетинга и брендинга. Комиссия – профессоры, авторы учебников по маркетингу, серьезные специалисты в "маркетинговой теории" (хотя даже у них нет особых иллюзий на счет теоретизирования маркетинга). Иной мир. Почувствовал себя как на экзамене, даже сидя на почётном месте по центру, когда из 6-ти человек без ученой степени оказался лишь я. Совершенно иные впечатления, которые меня в чём-то даже шокировали.

Я как-то сталкивался в дискуссиях с заведующей кафедрой маркетинга из какого-то из московских университетов, уже не помню. Это было непроходимое болото устаревших и бесполезных знаний. Я и ждал чего-то подобного и здесь, но мои ожидания не оправдались. Брендинг, социальный и сенсорный маркетинг, сервисный дизайн и "биг дата" – да, некоторые дефиниции исключительно свои (big data и МИЦ, например), но суть – та же. Актуально и даже во многом концептуально. А некоторые работы (например по social branding, представляющие из себя методологию и набор инструментов для реализации подобных задач – просто достойны книги, надо лишь подойти чуть по-глубже).

Да, у высшей школы есть проблемы. Но они, судя по всему, не коснулись отдельно взятого направления магистратуры. Здесь всё ОК, включая международный обмен и актуальность знаний. А наложение на них математических моделей, корреляционного анализа и огромного количества инструментов, позволяющих систематизировать данные и сделать правильные выводы – это просто круто. Я знаю, я это проходил сам, хотя и давно. И частично мы эти подходы используем. Но участие в таком мероприятии дало возможность понять, на сколько глубоко можно копать. И понять, откуда рождается "маркетинговая интуиция" и понимание причинно следственных связей в маркетинге.

Ощущение в результате сложилось очень странное, но попробую объяснить на примере. На примере Малевича и его "Черного квадрата".

На мероприятиях, подобных Digitale тебя учат рисовать эти "Чёрные квадраты":– "Берешь кисточку, берешь краски, берешь холст - и рисуешь".– "Возьми и нарисуй, хватит сидеть!"... и т.п. Бывают и другие выступления. Полезный совет о том, что сначала сформируйте из скотча границы квадрата, потом плесните краски, потом отклейте скотч – сорвёт аплодисменты. Это гигантская аудитория, крайне близкая к потребителю. Решающая текущие, понятные, но не системные задачи.

С другой стороны, ты можешь изучать живопись и учиться рисовать портреты, пейзажи, марины. Но потом пойти исследовательским путём и нарисовать "логический конец", поставить точку в развитии живописи, прошедший путь от классики к импрессионистам и супрематистам. Проще чем черным квадратом выразить идею нельзя ничем. Проще него быть ничего не может.

Черный квадрат один. А смысл в нём разный. Для того, чтобы их рисовать – достаточно первого. Но для того, чтобы попасть в историю и даже в музей – необходимо не умение рисовать, а умение думать. И здесь "профессиональный рынок" и практики с треском проигрывают выпускникам высшей школы.

А ведь если вдуматься, чего именно более всего не хватает современному российскому маркетингу? Системности и экономического образа мышления, ценностного подхода и "стратегического взгляда". Это всё то, что есть у маркетологов-выпускников и напрочь отсутствует у маркетинговых гуру. А ведь всё просто. Это не означает, что одни умные, а другие воспользовались моментом. Различие и суть не в этом.

Современный "практический" маркетинг обеспокоен и одержим лишь одним – продажами. Маркетолог-практик – это название "продавца", такая же подмена как и "брендинг", которым называют создание фирменного стиля. Вся практика основана не на продуктах, не на рынках и уж точно не на идеологии. Вся практика - это борьба за повышение уровня продаж. Современное же маркетинговое образование даёт совершенно иные ориентиры, правильные с точки зрения маркетинга. Необходимые маркетологу, цель которого изучение и удовлетворение потребностей рынка, создание новых продуктов и новых технологий взаимоотношений с потребителями.

Эх смешать бы... Но это далее. Продолжение следует.

Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments