"Кризис – время возможностей": Медвежья услуга спикеров и консультантов

От этой фразы у любого здравомыслящего человека подкатывает приступ тошноты. Это какая-то "бизнес–киселевщина" на уровне "ядерного пепла", "загнивающего запада" прочего политического бреда, льющегося с экранов. Отличие в том, что этот бред деполитизирован и льется со сцены, забивая лапшой уши слушателей бизнес–тренингов, семинаров и конференций практически по всему.

Логика очень простая. В кризис происходит изменение потребления. Да. Поэтому у бизнеса появляется шанс в результате перераспределения потребительских предпочтений изменить свою позицию. Да. И именно сейчас надо стараться этот шанс не упустить. Да. Всё верно – кроме одного. Льющие мед и сыплящие на ушу лапшу спикеры забывают про одну маленькую деталь. Кризис – это возможность для тех, кто к нему готов. А если вы судорожно или планомерно ищите пути выхода из той задницы, в которую попали – вы в полном пролёте. Почему?

Всё так же логично и просто. Для того, чтобы воспользоваться возможностями – надо иметь ресурсы. Для того, чтобы их "иметь", их надо копить. Когда? Конечно же, еще до кризиса. Но такую мысль не продать. А вот мысль что именно сейчас, когда всё падает или стагнирует, надо активизировать свои, например, продажи, и во чтобы это ни стало продавать больше – мысль очень кассовая. Забейте на всё, работайте с ценами. Забейте на всё, работайте с продажами. ОК. Но здесь есть один нюанс, про который я писал в предыдущем посте, побившим все рекорды цитирования, но получившим лестные оценки "ересь" и "бред" от продажников-традиционалистов, использующих маркетинговые модели 30-летней давности. Ресурсы, которые мы получим сейчас не подготовившись ранее – получаются одним лишь способом. Путем использования, повторюсь, любой возможности продать больше и прямо сейчас.

К сожалению, т.к. 9 из 10 человек не думают дальше, чем на один шаг вперед, эта модель и двигается активно. Но что потом? Продав максимум клиенту, который желает в кризис сократить свои расходы – что вы получите потом? Какими вы будете выглядеть в глазах клиентов?

Я могу сказать какими. "Активные продажи", когда на встрече по любому поводу компания пытается предложить всё, что у неё есть, как ни что иное позволяют успешно сформировать образ беспринцыпной, жаждущей денег, навязчивой компании. Даже при лояльном отношении к вам со стороны старых клиентов. Вы бы стали иметь дело с таким контрагентом? Наверняка нет. И они не станут. Но вдумайтесь – именно это вам предлагают сейчас те, кто стремится помочь преодолеть этот кризис. Они ведь тоже преодолевают свою – судорожно ищут то, что у них купят слушатели. А 9 из 10 слушателей купит быстродействующее обезболивающее вместо курса лечения.

Скажите, какой смысл выживать в кризис только ради того, чтобы умереть сразу после него? Об этом умалчивает история бизнеса, но сколько компаний ушли с рынка вовсе не в течение кризиса, а сразу после стабилизации экономики и по прошествии периода стагнации... Почему это происходило? Да только лишь потому, что они меняли своих клиентов и репутацию на возможность заработать здесь и сейчас, на возможность удержаться наплаву любыми способами...

Да, кризис – это время возможностей. Но эта фраза нуждается в дополнении. Кризис – это время случайных возможностей для тех, кто к нему оказался готов. Почему случайно? Потому как вряд ли есть компании, которые ждут кризиса намеренно. Есть просто те, кто не забывает про его вероятность. И пользуется теми преимуществами, которые дает бизнес-модель в эти непростые времена. А это не сложно: необходим отличный продукт с понятной ценностью и органический рост, про который чаще всего забывают. Но это история не для сцены, не для "маркетинговых спектаклей", а для жизни.

Умеете, Вы, Сергей, витиевато о правильных вещах написать... :)
Ну, чтобы писать проще, надо не просто поток сознания фиксировать, а еще и редактировать потом, убирая лишнее :-)
Я бы еще добавил, что кризис не на всех влияет одинаково.
Красивая фраза, что "отлив опускает все лодки" - благоглупость. Потому что да-алеко не все сидят в лодках, некоторые вообще на берегу стоят. :)
Так и в кризис, простой пример. Есть рядом два продовольственных магазина, дискаунтер и премиум. Растет экономика, потребитель богатеет - кризис настает у дискаунтера, сжимается экономика, денег становится в карманах меньше - премиум магазин начинает загибаться...

Вопрос в том, как выживать этим самым магазинам в различных условиях? Меняться вместе с рынком или твёрдо стоять на своем позиционировании?
Это аллюзия на "прилив поднимает все лодки" была.

На самом деле рынок уже давно дал ответ: стоять на своём. А это уже совершенно иная ответственность при выборе, куда развиваться и как организовывать бизнес... Работу со стратегическими рисками наш бизнес еще не осваивал :)
а не слишком категорично насчет ресурсов?
//Всё так же логично и просто. Для того, чтобы воспользоваться возможностями – надо иметь ресурсы. Для того, чтобы их "иметь", их надо копить. Когда? Конечно же, еще до кризиса. Но такую мысль не продать//

А если есть "запасные стратегические мысли" и во время кризиса - взять кредит? Например, давно хотелось запустить "пиццерию/кулинарию/кафе", но времени не было.
И вот - "решение созрело", беру кредит - после хорошего бизнес-плана.
Re: а не слишком категорично насчет ресурсов?
А кто его в кризис даст? Даже с хорошим бизнес планом :-)
Отличная заметка! Талебом "пахнет")).
Возможности в кризис это правильная избыточность в тучные годы. Без нее, в кризис, подсаживаемся на кредиты, я профинансы (не только про финансы)..кредит доверия покупателей, сотрудников, партнеров. И тут сразу появляется куча кредитных брокеров с объявлениями на столбах, с предложением "помощи".
Нассим
Согласен! Нассим Талеб тоже об этом пишет, мне близка и понятна эта мысль
Позвольте не согласиться с главным тезисом
//Льющие мед и сыплящие на ушу лапшу спикеры забывают про одну маленькую деталь.//

Ничего они не забывают. Они просто ОБМАНЫВАЮТ. Они же -сегмент фиктивных рынков.
Надо всё-таки отличать, когда начинается кризис, а когда п-ц.

Если мы говорим о конце кризиса, конец этот должен где-то маячить. В данном конкретном случае на сколько надо закладываться?
Что-то в тему, а что-то не дозрело :)
Что касается случайностей - сказано, а вот на счет ресурсов...
Кто-то что-то копит, а правильнее делать регулярно их ревизию, а в "кризис" тем более.
Но это не я сказал :)
Я присоединился.
Но ведь одно другому не мешает? Проблема в том, что само понятие "ресурс" очень широкое. Надо детализировать. Ревизия сундуков с золотом – это тоже хорошо :-)
Все верно. Бизнес - это замкнутая система, которая стремится к балансу. Неподготовленные продажи в кризис, которые сжирают все ресурсы этот баланс нарушают. Восстановить баланс после кризиса сможет далеко не каждый.
Равновесие смещается в сторону того кто снижает цену - он получает всех покупателей.
Полагаю, спикеры потеряли одно важное слово. Корректнее было бы сказать "время _новых_ возможностей", потому что старые перестают кормить.
Кризис - время возможностей для олигархов и чиновников.
Обычно финансовые кризисы устраивают, когда необходимо пополнить свои карманы засчет населения.
даже бизнесмены вряд ли выкарабкаются...
кризис - это как карточный домик, дунешь и он рассыпется.
куда вопрос уходят деньги из страны, кто людям удавку на шее затягивает? может пора потребовать государство вернуть долги народу?
Рыба гниет с головы, да. Но ведь народу нравится быть обобранным и морально изнасилованным. Львиной доле. И это их осознанный выбор. Т.ч. кризис будет продолжаться.
Ну вы,конечно,правильно написали о том,что дергаться когда Титаник уже отчалил поздно.
С одной стороны,равновесие по Нэшу никто не отменял,и тот кто опустит цену получит значительно больше того,кто этого не сделает. Рынок сожмется,но тот кто выживет получит его весь.
И чтобы сломать эту закономерность нужно было загодя продумывать свою стратегию и компенсировать потери низким уровнем закредитованности - обычно,быстрее всех опускают цены те компании,которые в долгах,как в шелках.
На этом их можно подловить,имея низкую задолжность,и пока банки душат конкурента приготовится выкупить его потом у банка со всеми потрохами.
Собственно,эту стратегию и используют известные бренды,товары которых дороже (и не всегда качественнее),но и доступ к кредитам у них совсем другой и до кризиса они с удовольствием смотрят на рост конкурентов где-то в третьем мире,зная что скоро их будут душить банки.
Тот кто накапливает сильно теряет из-за скрытой инфляции (по доллару она ок 5%,а в кризис 2008 года подскакивала до 8%,а потребительская на все 12-14%) + он не инвестирует и теряет даже в фазу роста.
Поэтому,чем крупнее компания,тем ей менее выгодно накапливать,но выгодно искать дешевые кредиты.Иногда в обмен на откровенное предательство своей страны...
Но на самом низу,на микро-уровне,это работает,да.
Заводы тратуарной плитки переходят по наследству женам каждого нового мэра Москвы:)
Тут не всунешься:)