Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

No interface. Пора подумать о ближайшем будущем

Я много писал про дизайн взаимодействия (interaction design) и про то, что из инструмента, решающего задачи в основном производственные, он становился средством выстраивания взаимоотношений между продуктом и пользователем до тех пор, пока материальные и виртуальные не стали "продолжением себя". Но при этом, какова бы не была базовая задача, процесс взаимодействия между продуктом и пользователем всегда остается проблемой. Проблемой, на решении которой сконцентрированы лучшие ресурсы многих компаний и отдельных новаторов–экспериментаторов. В чем её суть?

Вспомните фильм Her – помимо сюжета о любви между человеком и машиной, музыкой и голосом Скарлетт Йоханссон, фильм примечателен этим самым "гуманизированным интерфейсом". Т.е. – его полным отсутствием в привычном нам понимании. Потому как единственный удобный интерфейс с точки зрения человека – это обыкновенное общение. Не нажатие кнопок, не выбор из списков, не перещелкивание выключателями. Я уже писал об этом полгода назад вот здесь – эксперименты над новыми интерфейсами продолжаются уже давно. Голосовое управление и управление жестами постоянно совершенствуется и все больше и больше походит на общение с человеком. Прогресс очевиден. Но цель, которую преследуют компании всегда одна и очень простая – не сделать интерфейс более понятным и доступным, а избавиться от него совсем. И это очень интересно.

Над этими вопросами работают в Ideo, Google, Apple. Примечательны и дизайнерские мысли, те же Dunne & Raby с их проектом Robots 8-летней давности. Примечательно, что за гигантское с точки зрения UX/UI отрасли время их проект не потерял своей актуальности. Почему? Потому как он базируется не на технологиях, а на антропоцентричности дизайна. Но тех основах человеческого общения, которые всегда останутся неизменными. Вспомните Джонотана Айва и iMac с простой идеей, на которую было потрачено много усилий и средств – если индикатор не работает, то его не должно быть видно. И посмотрите на их клавиатуры – это действительно так. Но это – промышленный дизайн или дизайн продуктов, связанных с цифровой средой. Поисковый робот Dunne & Rabby выглядит как кусок трубы или уголок (на картинке). Надо взять его в руки и заглянуть "в глаза" для того, чтобы спросить о чем-то конфиденциальном, авторизоваться и получить ответ. Это - взаимодействие без интерфейса. И это не будущее – так материализуются многие виртуальные сервисы (кнопка Tide от Amazon), в эту сторону пойдут и digital-инструменты.

Специалисты по UX/UI, дизайнеры сайтов и мобильных приложений работают над упрощением и "интуитивно–понятными" интерфейсами работы со своими сервисами. Но это работа, которая полезна лишь наполовину. Потому как они оптимизируют интерфейсы. А сейчас настает время, когда с ними надо просто-напросто бороться. Т.е. устранять при помощи доступных технологий те фрагменты поведения потребителей, которые не свойственны для человека в его общении. И здесь мы возвращаемся в реальность. Процесс покупки в интернет-магазине не должен будет отличаться от процесса покупки в офф-лайн. Ты приходишь, говоришь что тебе нужно, обсуждаешь и покупаешь. Звучит утопично? Но ведь есть примеры, максимально близко подходящии к такой модели – тот же Magic есть ни что иное, как попытка удалить интерфейс из взаимодействия между человеком и консьерж-сервисом, предельно автоматизировав его. И это – будущее. Оно в конкуренции не за лучший интерфейс, а за его полное отсутствие. Как бы дико это не звучало.

Вот и получается, что Less is more – действует не только в объектной, но и в цифровой среде. Лучший интерфейс – это полное его отсутствие.

Tags: веб-дизайн, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments