Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Дилетантский взгляд на UX/UI

В последнее время, озадаченный в том числе проблемами создания нового сайта взамен существующего syndicatedbrands.com, очень сильно озадачился проблемой поиска способа взаимодействия с его посетителями. То что есть сейчас и было создано уже чуть более трех лет назад – оказалось отличным инструментом. Мы получили ровно ту реакцию, на которую и рассчитывали, создавая фильтр, который отсекает поток тех посетителей, которым нужны услуги косметического характера. Просто убрав картинки и сделав тексты для внимательного чтения. Это определенный опыт, который необходим для того, чтобы превратить сайт в рабочий инструмент. Собственно, это и есть user expirience (UX).

Ощущения, которые возникают от взаимодействия с объектами окружающего мира. Но, если мы берем разработку сайта, то какие возникают ощущения от взаимодействия? Да никаких. Потому как современный UX – это про кнопки, а не про опыт. Как бы ни хотелось думать иначе. Ведь опыт – это штука тонкая.

Попробуем разобрать, что означает этот самый "опыт". Опыт, как мы помним, это знание, приобретенное в процессе переживаний, впечатлений и практических действий. Сунул один раз пальцы в розетку – получил опыт. И теперь испытываешь эмоции, если предстоит повторить процедуру. И в таком толковании опыта есть проблема. Мы всегда воспринимаем опыт – как нечто интуитивно понятное. А еще точнее – мы смешиваем понятия UX и UI, говоря об опыте пользования интуитивно–понятным интерфейсом, в т.ч. сайта или мобильного приложения. Такая смесь возможна, если наш продукт не должен вызывать никаких эмоций, формировать переживания и впечатления. Т.е. когда приложение или сайт носит сугубо прикладной, функциональный характер. Как Google. Но далеко не всем необходимо такое впечатление.

Как только мы начинаем говорить про более серьезные задачи – формирование при помощи сайта впечатлении о бренде или ожиданий от него и продукта, функционального решения (UI – логичен и понятен = привычен) становится недостаточно. Да, большую часть берет на себя контент. Но то, как контент доставляется (вводится в фокус нашего внимания), какие усилия необходимы для его получения, какие барьеры нужно перейти и где "привычное" должно дать сбой для усиления эффекта – это и есть вопросы создания UX – уникального опыта пользования, который откладывается в памяти и способствует увеличению знаний и узнаваемости того или иного продукта.

Т.е. любой уникальный опыт – это как раз "разрыв шаблона", изменение в традиционном интуитивно-понятном UI, которое заставляет пользователя акцинтировать собственное внимание на важных с точки зрения компании и продукта моментах. Это то самое интерактивное взаимодействия, когда система не следует за вашими желаниями или потребностями, а говорит "стоп, подождите, обратите внимание". И с точки зрения опыта взаимодействия – это очень важный момент. Потому как в большинстве случаев любая система (приложение это или сайт) реагирует на пользователя пассивно: что попросил, то и сделали. Что ожидал, то и получил. Но это как раз не тот опыт, который нам нужен, а его отсутствие.

В большинстве случаев, задавшись вопросом "какие уникальные впечатления получит пользователь от нашего сайта?" ответ будет: "никакие". Просто сайт, хороший, понятный, привычный сайт. Такой же, как и все остальные. Хорошие картинки, убедительные тексты, фото и видео продуктов, процессов, иногда персонала. Безусловно, это 80 и даже 90 процентов необходимого с точки зрения принятия решения о том, включить ли компанию в список потенциальных исполнителей (или включить её продукт в список потенциальных покупок). Это хороший и плотный уровень "дополнительной ценности", позволяющей клиентам сузить выбор. Но для того, чтобы кроме вас не рассматривали никого, для того, чтобы стать уникальным – этого очень мало. "Вишенка на торт" – она в проектировании не опыта, а впечатлений, формирующих опыт. Это и есть UX.


Tags: брендинг, веб-дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments