Бизнес в поисках работы, которая радует

Последнее время с клиентской стороны наблюдается интерес не столько к услугам перепозиционирования текущего бизнеса в более перспективную и очевидную нишу, сколько спрос на разработку совершенно новых направлений бизнеса на основе существующих компетенций. Т.е. расширения сферы применения навыков. Эта работа достаточно долгая и не укладывается в стандартные 1-3 месяца, отведенных типично брендинговым проектам, но она крайне интересная. Фактически, это поиск или создание новых продуктовых ниш, для которых в дальнейшем мы разрабатываем инновационные решения (скорее их концепции). Иными словами, помогаем понять что лучше всего получается и, что главное, интересно, интригует и проявляет блеск в глазах, а потом – развиваем эту тему до новых продуктов и рынков, занимаясь каким-то очень странным комплексом услуг. Это и не маркетинговая стратегия. Это и не R&D. Это и не дизайн-исследование и промышленный дизайн. Но и не работы по айдентике. Пока что-то необъяснимое. Создание возможностей? Выявление скрытого потенциала? Или может быть возвращение интереса к бизнесу?

Тема с одной стороны очень обтекаемая, но с другой – весьма конкретная. Потому как даже в условиях стабильного экономического роста, когда бизнес проходит стадию развития и становится зрелым, в конце концов у него возникает вопрос – и что дальше? Для этого обращаются к стратегическим консультантам, которые анализируют тренды, формируют прогнозы и указывают направления. Но это не мы. Потому как оказание таких услуг на высококачественном уровне зачастую непосильно для среднего бизнеса. Более того, средний бизнес далеко не всегда в таких услугах нуждается: его интересуют более прозаические вопросы типа как нам конкурировать, не влезая в борьбу с компаниями, тратящими на медиа гигантские деньги. Более того, я не верю в точные финансовые прогнозы. Занять к 2020-му году 40% рынка – так завещали стратегические консультанты одной не мелкой компании в 2012–м. А потом был 13, 14, 15... этим прогнозам сбыться уже было не суждено, хотя суммы, озвученные консалтингом, бударажили воображение великих комбинаторов: яхты, столовые лафиты, венецианское стекло и 100-дюймовые телевизоры переставали быть мечтой, а становились предметом отложенного спроса. Возможно, будущие финансовые результаты заставляли компанию шевелиться. Но, к сожалению, не в том направлении.

Такие услуги хороши для глубоко-акционерных компаний, где нет единого хозяина, бенефициара. Но как только начинается разговор с собственниками бизнеса, стратегический уровень (к сожалению) исчезает. И история инвестирования в Amazon кажется какой-то фантастикой, а не рыночной реальностью. Не могу сказать, что это хорошо – но это наша объективная реальность. Никто не хочет вкладывать деньги в абстрактное планирование будущего, все хотят конкретики. Что-то материальное, а не растущие графики и столбчатые диаграммы. И в качестве предложения возникает адский микс ухваченных трендов, предпринимательских рисков, инновационных продуктов и радикального, им соответствующего дизайна, выталкивающего компанию из общей рыночной массы.

Это – не стратегия. Это скорее набор последовательных и недетализированных рыночных приемов, тактических фокусов, которые актуализируются один за другим. Это направление для поиска, направление для самостоятельных проб и ошибок, успехов и провалов. И я точно знаю, что такие штуки нельзя называть стратегией. Но... есть одно "но"...

Сейчас российский бизнес переживает трудные времена психологической ломки. Раньше он "осваивал темы". Незаполненная ниша, высокая маржа, сбыт по знакомым... И бизнес выстраивался. Тот бизнес, который зарабатывает деньги, приносит прибыль. В конце концов отлаживались процессы, выстраивались системы, уходил стресс и компания выходила из крутого пике в плавный рост. И бизнесменам становилось невообразимо скучно, потому как этот бизнес был далёк от удовольствия, которое может приносить любимая работа. А это происходит всегда. Поэтому невзирая на кризис, невзирая на стагнацию и спад – поиск того бизнеса, который приносит удовольствие и даже работает изначально вопреки – продолжается и прямо сейчас. Вспомните Ферруччо Лаборгини. Если бы ни его тяга производить спортивные автомобили, у многих сейчас не было бы заветной мечта. А он сам бы вошел в историю как производитель такторов. А многих производителей тракторов вы знаете по именам?

Это как у людей, настала пора стать личностью. Не "самооригинальным" в массе таких же "самооригинальных", а просто собой. Не всем компаниям, как и людям, удается. Кто-то остается "оригинальным" всерьез будучи уверенным в своей оригинальности. Кто-то, как упомянутые в твоем прошлом посте, могут ввести потребителей в заблуждение семиотикой, даже подлинной. Но компания личность это да.
Так, субъективное ощушение.
Бренд это марка качества.Когда дилетанты отучившиеся на москоу-мба не понимают что под личностным брендом скрывается такое известное ещё с царских времён понятие как репутация.

Например фирма "Сукинъ и сыновья" образец тогдашнего маркетинга позионирующая себя как семейное а значит надёжное предприятие.Тогда подразумевалось раз семейная значит будет существовать из поколения в поколение.

Вот ни разу ты, Сергей, не буддист!))))
Привязанность даже к "реальности" не гуд, ауж к абстракциям и идеям..))))
Не сумел донести.. Бренд, на мой сегодняшний взгляд, это скорее пересечение семантических имени и формы. Ну, к примеру, ты - Сергей. Для "знающих" тебя есть один (ну не один конечно) опыт общения, для видевших-сталкивающихся, но знающих имени - другой, кто захочет познакомиться, ну пр.
А вот Кто Вы г-н Славинский, когда пишете пост, когда работаете с клиентом? Кто ты сам для себя? Ну пр. Вот это и есть личность! И с компаниями тоже самое. Такие компании производят впечатление, упомянутый тобой ламборги, к примеру, или Hermes, но никак не бугатти и не LV. И не спрашивай пруф, нету у меня, тока туман чмысловой.)))
я так глубоко в себя не копаю. это как в анекдоте про гинеколога :-)
Да, это очень ценное дополнение. Ведь ситуация, когда "прилив поднимает все лодки" исчезает, то выгоднее делать работу по-душе. Вроде и глупостью кажется, но ведь результат лучше у тех, кому нравится то, что он делает. А дальше – конкурентный рынок.
> А многих производителей тракторов вы знаете по именам?

Я уверен, что имя Джона Дира (John Deere) знает БОЛЬШЕ народу, чем имя Феруччо Ламборгини :)
Известность марки – дело измеримое. И статистика на стороне Lamborghini. :)
Это фамилию Ламборгини знает больше народу.А вам про имя:)

В смысле большинство знающих и видевших автомобили ламборгини не всегда догадывается что Ламборгини это фамилия.
Вас читать и понимать наверно легко гуманитарию))) найти смысл среди эмоционального текста, насыщенного прилагательными и междометиями.

Попыталась убрать лишнее:

спрос на разработку совершенно новых направлений бизнеса на основе существующих компетенций. Т.е. расширения сферы применения навыков. Эта работа не укладывается в 1-3 месяца.
Для этого обращаются к стратегическим консультантам, которые анализируют тренды, формируют прогнозы и указывают направления. Но это не мы.
Никто не хочет вкладывать деньги в абстрактное планирование будущего, все хотят конкретики. Что-то материальное, а не растущие графики и столбчатые диаграммы. И в качестве предложения возникает адский микс ухваченных трендов, предпринимательских рисков, инновационных продуктов и радикального, им соответствующего дизайна, выталкивающего компанию из общей рыночной массы.
Это набор рыночных приемов. Это направление для поиска, направление для самостоятельных проб и ошибок, успехов и провалов.
Сейчас российский бизнес переживает трудные времена психологической ломки. Раньше он "осваивал темы". И бизнес выстраивался. Тот бизнес, который зарабатывает деньги, приносит прибыль. И бизнесменам становилось невообразимо скучно.
Поэтому невзирая на кризис, невзирая на стагнацию и спад – поиск того бизнеса, который приносит удовольствие и даже работает изначально вопреки – продолжается и прямо сейчас.

А можно и ещё короче:)))) Одной фразой - что в конце текста:)))
А почему не считаете это R&D? На вид это проектирование новых бизнесов: примерно такое же, как архитектор делает проект нового здания. Как архитектор учитывает ландшафт, грунты, сейсмическую устойчивость, ветра, ориентацию по сторонам света, возможности материалов, так и в проекте нового бизнеса учитываются имеющиеся компетенции базовой организации, рыночные тренды, разрабатываются варианты принципиально новых продуктов и услуг. И всё это с целью выплыть в "голубой океан" из "красного океана", как сейчас модно выражаться.

Сама идея обернуть конкуренцию в кооперацию симпатична. Но там, где не было сильной конкуренции, и поэтому слаба культура качественных услуг и продуктов, это может аукнуться кустарщиной. Ну а в глобальном плане резкий рост разнообразия продуктов и услуг, имён и брендов окажет мощное давление на потребителя: он начнёт теряться во всём этом.

Нынешняя глобализация транснациональных корпораций построена не просто на брендах, но на стандартизации продуктов (и образа жизни). Так проще для массового производства, экономит расходы на рекламу. Очень сложно папуасу продать iPhone, если до этого не приобщить папуаса к американскому образу жизни как стандарту "самого лучшего образа жизни на свете". Сделать уникальный для папуасов продукт или услугу, специфические для их культуры - это и отказаться от массового производства (и эффекта снижения удельных издержек), и заведомо ограничить рынок только папуасами.

С позиций XX века это выглядит как глупость. Но если есть налаженная технология проектирования бизнесов, которые могут запускаться пачками, а материальное производство настолько автоматизировано, что может выпускать массово и дёшево любые изделия даже по индивидуальным заказам (оформленным как цифровые пакеты данных для производственных линий), отказ от стандартизации по крайней мере продуктов и отказ от глобализации в её нынешнем американском виде уже не будет выглядеть глупо. На смену потребителю придёт заказчик, лично или коллективно участвующий в создании продукта для себя, товарные бренды утратят смысл, а возможностей для кооперации разных заказчиков и даже "одноразовых бизнесов" (под проект) станет больше. Сама жизнь и работа приобретут новое наполнение и качество, откроется больше возможностей для творчества, услуг друг для друга. Культура предпринимательской инициативы дойдёт до школ и будет впитываться с пелёнок.

Я б в таком XXI веке пожил :) А в телевизоре всё про "скрепы"... :(
Я пару лет назад получая субсидию всё пытался девочке в комиссии втолковать что несмотря на то что мой бизнес будет происходить в боксе/гаражах и несмотря на то что там будут ремонтироваться машины у меня будет не СТО и не авторемонт а сбытовая технология.

Я мог бы одной фразой "Сервис по обеспечению гарантийных обязательст поставщика запчастей" ей это объяснить но то заведение влёгкую передавало чужие идеи своим приближённым (преценденты были) и она долго морщила лоб в попытке понять суть.

Второй дамочке из комиссии был непонятен такой аспект сервиса как автоклуб , мне в бизнесплане пришлось умолчать о том что он чисто женский,раскрыл только когда был риск отказа в субсидии.

В общем перепозиционирование и переформатирование бизнеса в России поле непаханное работы,у нас тупо открывая кафе или общепит владелец мечется между этими двумя форматами а уж о том что бы самому себе ответить на кого рассчитано заведение,(кто его клиент,кем работает,сколько и как готов тратить,привычки предпочтения и проч.) и вовсе редкое явление,большинство новичков бизнесменов открывает по подобию уже существующих предприятий копируя все их недостатки.