Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Покупайте российское!

В последнее время на рынке появляется все больше и больше интересных продуктов отечественного производства. Благодаря ли "анти-санкциям"? Нет, не уверен. За время, прошедшее с момента их введения можно создать лишь фейк – нацепить на существующее производство, проигрывающее конкурентам, новый фантик и сделать вид, что ты "полностью переосмыслился". Да, на фоне отсутствия хорошей импортной моцареллы приходится покупать дерьмовую новгородскую, исключить из рациона молоко в чистом виде и перестать есть рыбу два раза в неделю. Не вижу в этом ничего хорошего, но так или иначе рынок и игроки начали совершать телодвижения.

Тем не менее самый глупый из призывов и мотив, который существует лишь в головах недоразвитых маркетологов (а вовсе не потребителей) – это "покупать российское". Да, патриотическая рекламная кампания Chrysler "Made in USA" весьма успешна прошла по экранам ТВ, но для такой рекламы необходим всенациональный продукт – предмет гордости. Автомат "Калашников"? Водка? Вряд ли мы найдем что-то в потребительской корзине россиянина, что сможет успешно выйти на рынок под лозунгом "Сделано в России". Возможно, это не патриотично, зато честно – такого продукта пока нет и, более того, выпустить его будет большой глупостью. Почему?

Чем же отличается "Покупай российское" от "Покупай французское/английское/швейцарское"? Размерами! Длиной и шириной. Вы же помните, что Швейцария может поместиться на территории Тюменской области шесть раз. Но не хочет. И в этом проблема. (Нет, не в нежелании Швейцарии) – в размерах. Если призыв "покупай национальное" на территории большинства стран Европы равносилен лозунгу "покупай локальное", то в наших краях такой подход не катит. Отечественный сыр и колбаса, произведенный за пять с половиной тысяч километров от места продажи никак не тянут на локальный продукт. Эта проблема отчасти решается логистикой – но у нас не США. У нас заказанная в Калифорнии десятидолларовая палочка Olly Salumeria не приедет к тебе домой на следующий день. Поэтому "им можно, а нам – нельзя".

Есть конечно иные сегменты кроме продуктов питания и консервации (где проблема локализации не так актуальна). Есть и отрасли, где "российское" – уже не значит плохое. Но это не отраслевой атрибут, а преимущества конкретного продукта / бренда / компании. Именно поэтому заострять на них внимания смысла нет. Но возвращаясь к "семитысячикилометровому" сыру, покупкой его мы, конечно, помогаем российской экономике. Но меж тем вредим своему локальному рынку – производителям, которые готовы поставить "к столу" свежие продукты. Те, кто платит налоги в местный бюджет и обеспечивают рабочими местами местных жителей.

Именно поэтому куда правильнее, если вы работаете с теми категориями, где свежесть и сроки хранения являются важными базовыми атрибутами продукта и отрасли, апеллировать не к патриотическим чувствам (это вообще б***ство с моей точки зрения), а к уважению к тому месту, где ты живешь. К тем людям, которые работают вокруг. К локальным производителям. Так как-то правильнее. С моей точки зрения.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments