Сторонники vs Клиенты

Постигая глубины интернет–маркетинга и контент–менеджмента, делюсь собственными мыслями. Я очень давно написал статью о копирайтинге в веб–девелопменте и часто в прошлом и позапрошлом году задевал тему "информационного потока", который должен обеспечивать маркетинг компании. Но для того, чтобы научиться применять эти инструменты более эффективно, надо пересматривать не только маркетинговые инструменты, но и куда более базовые понятия.

Проблема в том, что "интернет–маркетологи" постоянно пытаются что-то продать. И их можно понять, потому как к маркетингу они имеют весьма посредственное отношение. Задача маркетинга (как и интернет–маркетинга) – это не продажи, а формирование рынков. Продают реклама, дистрибьюция и мерчандайзинг. Но "интернет–реклама" теперь не в моде, поэтому и появляются не только "интернет–маркетинги" но даже их стратегии. В общем, эта беда и будет продолжаться до тех пор, пока мы не пересмотрим маркетинговые базисы вне зависимости от степени диджитализации его инструментов.

Но если не продажи, то что? Сейчас найти клиентов стало значительно легче. Это существенно облегчило жизнь компаниям (представьте, если бы телефонный справочник и газета были единственными вашими инструментами), но значительно усложнило жизнь клиентам. Такого количества компаний, интересующихся состоянием вашего (клиентского) кошелька и стремящимся выудить оттуда деньги любым способом еще никогда не было. И если раньше клиенты занимались активным поиском выгодных предложений, то сейчас предложения ищут их... Что не может не раздражать.

А как создать себе рынок, если клиенты раздражены вашими навязчивыми коммуникациями? На самом деле это не так и сложно. Достаточно лишь перестать воспринимать их как кошельки. Если сместить картину своего маркетингового мира таким образом, чтобы потенциальных клиентов превратить в сторонников (бренда/продукта/компании), ситуация может очень сильно поменяться.

Зачем нужен клиент? Чтобы купить. Его можно обласкать, завлечь, заманить, сделать с ним всё что возможно – ради покупки. А потом... Сторонники же такого отношения к себе не допускают. Им надо помогать, их надо вдохновлять, с ними надо обмениваться актуальной информацией (интересной им), выступая проводником в существующем информационном хаосе.

Звучит – банально. Сделать сейчас – неимоверно просто. Но кто этим занимается? Никто. Потому как вместо сторонников все видят клиентов и, более того, стараются сделать клиентов из сторонников, постоянно "двигая" их к решению о покупке самым навязчивым образом. Почему? Потому как perfomance marketing. Иными словами – оплата по результату. Но это не маркетинг и маркетологи. Это продажи и продавцы, давайте называть вещи своими именами. Не агентство интернет–маркетинга, а агентство интернет–продаж. (Которое, собственно, за продажи и не отвечает вовсе).

Парадоксально, но сейчас чем меньше усилий ты тратишь на стимулирование продаж, тем лучше эти продажи идут. Конечно, с оговоркой: для лучших продуктов. "Меньше усилий" при этом не означает бездействия: меньше призывая "купи-купи", но вовлекая потребителя в свою информационную среду, которую он считает полезной, ты, да, не делаешь продажу. Но ты создаешь рынок. А это и есть задача настоящего маркетолога, а не продажника.


А есть мировые примеры такой работы с клиентами?
Пока это гипотеза. Скорее личный опыт и случаи из жизни окружающей. Хотя нет, Red Bull.
А может, наш рынок еще к этому не готов? И нам еще надо освоить прежние методы? Все эти лэндинги, контекст, SEO, баннеры, конкурсы в группах соцсетей и прочая?
Вопрос готов или не готов вообще рынок – не так и важен. Ну пусть не готов. Готовы или не готовы собственные клиенты/потребители – здесь уже сложнее. Пока не попробуешь, не поймешь. А с другой стороны – ты ведь делаешь для них полезное дело и, если этот подход работает вне сети, почему он должен "провалиться" в цифровой среде?
"И если раньше клиенты занимались активным поиском выгодных предложений, то сейчас предложения ищут их..."
Вначале прочитал (или понял) вот так: раньше компании занимались активным поиском выгодных предложений для клиентов, то сейчас ищут их (клиентов).
Что, возможно, тоже справедливо, ведь при выстроенном маркетинге (в вашем описании, на сколько я его понимаю) и фокусировании на ценности для клиентов - их не придется искать. Они будут приходить сами и звать остальных.