Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Инновации vs традиции

Я уже как-то писал о том, что бывают инновации, цель которых не улучшить жизнь, а продемонстрировать способности компании. Это встречается буквально во всех отраслях, начиная от робототехники и заканчивая общепитом. Понять, что необходимо человеку куда сложнее, чем попытаться применить на практике только что полученные новаторские подходы, методы, решения, продукты... Ярким примером здесь может служить дом и быт. Стекляные столы, кожа и металл в домашних условиях – это попытка скорее выразить собственную уникальность любыми средствами вопреки здравому мыслу. Как элемент декора – вполне. Но вам же не прийдет в голову поставить себе стекляный рабочий стол? Но это лишь материалы. В конце концов, это уже совершенно личное. Но есть еще и технологии. Инновационные решения, которые выходят за рамки гаджетов.

frogdesign_frog_roome_carousel_02_0

Нет ничего сложного в том, чтобы ваш автомобиль без вашего ведома связался с вашей домашней климатической системой и включил её на обогрев или охлаждение таким образом, чтобы комфортная температура в дома установилась ровно к вашему приезду. Рассчитав скорость охлаждения и сравнив ее с временем прибытия. С поправкой на траффик, разумеется. Это экономия ваших денег и времени. Не говоря уже о комфорте. Цифровые технологии проникают в наш быт все глубже и глубже, но так ли, как нам этого хочется? Делать покупки онлайн, заказывать еду через Интернет – это уже само собой размеющиеся вещи. Но хотим ли мы, чтобы наш холодильник решал за Вас? Хотим ли мы, чтобы в доме все было взаимосвязано и наш диван включал автоматический подогрев, зная что мы обязательно будем смотреть футбольный матч этим вечером, причем с пиццей и пивом? Сложно ли реализовать такие атрибуты "умного дома"? Абсолютно нет. Я не говорю уже о таких простых вещах, как датчики движения, включающие свет или приложение по охране квартиры для смартфона.


Еще один тренд – это интеграция цифровых технологий в предметы интерьера. Подружить диван с iPad'ом пытаются многие. И это кажется очень и очень логичным. Но только с точки зрения... не человека. Диван как и любая мебель – это "вечные" предметы. И как ни старались бы мебельные дискаунтеры сделать интерьер легким для смены (как одежду), эта потребность характерна лишь для очень узкой прослойки людей, находящихся в поиске себя. В остальных случаях предметы интерьера – покупаются надолго. И любая привязка к современным технологиям мгновенно делает предмет морально устаревшим – т.е. противоречит ситуации его потребления. Интегрируйте софу iPad – и через пару лет её придется менять. И так происходит с большинством попыток соединить современные технологии с традиционными вещами, привычными. Технологии очень полезны, если они не затрагивают суть, превращая "вечные ценности" в аттракцион.

Очень часто взаимовыгодным становится не интеграция, а взаимное и взаимовыгодное сосуществование, симбиоз. Два не пересекающихся параллельно сосуществующих продукта – один "традиционный", другой – цифровой. RoomE – отличный пример концепции продукта "всевидящего домашнего ока", смеси камеры, анализирующей жесты, системы восприятия речи и проектора. Она позволяет спроецировать рецепт блюда рядом с место его приготовления на кухне, показать только что пришедшую sms на любой ближайшей поверхности; включить свет – ткнув пальцем по направлению и сказав "вон ту лампу", заказать пиццу сидя на диване... и так далее.


Это скорее необычное использование приличных вещей, поверхностей для проецирования информации, чем интеграция новомодных и зачастую полезных функций в старые, хорошо знакомые продукты. Такое опосредованное влияние на инноваций на привычный ход вещей.

Конечно, есть более радикальные предложения. На прошедшей в Милане мебельной выставке Delirious Home от академии ECAL вызвал массу эмоций. Дизайнеры попытались в шуточной манере переосмыслить взаимодействие человека с хорошо знакомыми ему предметами, создав совершенно новый интерфейс взаимодействия. Когда чайная ложка всегда рядом с чашкой, когда для регулировки скорости работы вентилятора на него надо подуть соответствующим образом; условный арт-объект, который становится зеркалом лишь тогда, когда к нему подходишь. Это все поиски совершенно новых способов взаимодействия дома и умных вещей. Пока скорее в сатирической манере, но в этом нет ничего невозможного – все технологии доступны. Надо лишь знать когда и как их применять. Посмотрите это 7-ми минутное видео. Не пожалеете.










Но, мебель и интерьеры – это всего лишь одна тема. Холодильник, заказывающий еду или принимающий вашу удобную позу диван – это, вероятнее всего, не верные пути развития. Технологии и инновации,  men-made-решения не должны работать вопреки природе, потребностям и инстинктам. Очень часто мы не замечаем, как неверно выбранные решения воздействуют на нас и наши решения: стеклянные столы заставляют больше бояться, резкие цвета стен – вводят в излишнее заблуждение, а неверно выбранные материалы, создающие не верные тактильные ощущения – заставляют сомневаться в качестве продукта или услуги. Кинэстетика, которой уделяется очень мало внимания – крайне важна: важные домашние (да и любые другие) функции не могут активироваться при помощи кнопок из дешевого пластика.

Я бы не хотел зацикливаться именно на мебели, интерьерах, быте. Во многом то, что вы делаете, и что у вас получается в итоге – определяется как, где и при помощи чего вы работаете. Шанс сделать "безлюдный" продукт в пустом интерьере дизайн студии куда больше, чем в "очеловеченном". Может грубый и спорный пример, но создание вокруг себя пространства, формирующего правильное настроение и соответствующее видению, целям и задачам бизнеса – момент, на мой взгляд, очень важный. Не зря правильным построением офисного пространства занимаются многие компании: это не только "витрина" бизнеса, это еще и способ настроить всех сотрудников на едный лад. Способ сфокусировать внимание на единых для всех ценностях. А технологии и инновации – лишь помогают и облегчают взаимодействие.

Я не верю в то, что обладание iMac'ом сделает вас куда более професиональным дизайнером. Нет, это полный бред. Но я верю в то, что окружающая среда, с которой вы постоянно взаимодействуете, сделает вашу работу значительно круче. Компьютер может быть полноценным элементом такой среды, а может и не быть. Инновации могут помогать в реализации работы, хотя инногда деревяшка и лобзик способны дать больше, чем трехмерное моделирование и печать. Иногда, работая в гиперинновационной среде возвращение к чему-то традиционному, символичному и даже архаичному, дает потрясающий результат. Тыкать пальцем в сенсорную панель и крутить аналоговый регулятор – это два разных опыта взаимодействия. Причем последний – более естественный и привычный, хотя совершенно необязательный. Точно такой же, как и щелчок затвора в цифровой фотокамере. Но и то и другое – сделано для людей. И то и другое – это дань традициям. И надо очень четко осознавать, что стремясь создать продукт, выглядящий сверхинновационно и использующий самые современные технологии и модные тренды, но забыв о взаимодействии, забыв о человеке – мы можем достичь знакомого эффекта: выгядит круто, но... не хочу.

Tags: брендинг, дизайн, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments