Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Инновационное высокомерие

Среди новогодних подарков затесался Furby Boom, почти на семь часов изолировавший племянницу от компании взрослых. Это небольшая мохнатая кукла, которая двигается, разговаривает, поет и меняет выражение жидкористаллических глаз – самодостаточная игрушка сама по себе, но подключив ее к iPad мы получили совершенно новый продукт. Приложение от Hasbro не просто помогает настроить игрушку, но еще и учит в игровой форме правильно питаться, зарабатывать и тратить деньги, развивает логику. И это все помимо того, что игрушка учит заботиться об окружающих, меняя свой характер в зависимости от отношения к ней... В общем, я покорен. Это высокие технологии на стыке материального и виртуального мира с очевидной пользой для развития. (Правда, на следующий день ребенку был срочно куплен свой планшет, что несказанно его обрадовало). А сколько возможностей для развития получит этот продукт в будущем... (это уже мысли маркетолога).

Но это удачный пример того, как технологии и инновации вписываются в нашу жизнь. Стремление сделать самые крутые и передовые продукты существует у многих компаний, но всегда ли это хорошо? Попытка сделать что-то не просто лучше других, а сделать нечто совершенно новое заставляет компании тратить колоссальные деньги на то.... что нам совершенно не нужно. Часто это продукты, которые опережают и время и потребности. Но еще чаще – это побочный продукт корпоративной высокомерности, которая застравляет компании тратить миллионы и миллиарды лишь для того, чтобы доказать себе, что они номер один. Совершенно забыв о потребителях. Пичкая свои продукт крайне высокотехнологичными, но никому не нужными функциями или опциями многие стараются одержать верх в конкурентной гонке. Так появляются телефоны с NFC, факт присутствия которого был конкурентным, но никому не нужным преимуществом. Так появляется гигантское количество опций в автомобилях, но при этом стеклоподъемники, работающие в одно касание так и остаются опцией...

Примеров таких абсолютно ненужных потребителю разработок, которыми гордятся компании – масса. Google Glasses, прозванные Glassholes – были крутой, но бессмысленной и неудобной штукой. Такими, возможно, будут и Apple iWatch – это зависит теперь от разработчиков приложений. Выращенное в лаборатории мясо – штука затратнее и еще более бесперспективная, чем эти гаджеты. А роботы по уходу за престарелыми или детьми? Таких примеров – огромное количество.

Конечно, с прошествием времени технологии адаптируются под нужды потребителей: выращивание органов "на ура" воспринимается пациентами. В отличии от любителей стейков, резко негативно высказывающихся по поводу "пробирочной" говядины. Те же роботы могут работать в экстремальных условиях, но детей и стариков должны сопровождать люди... Планшеты, спутниковые телефоны – мы знаем много несвоевременных продуктов, на которые  тратят не только деньги но и время люди и компании, для которых обладание инновационным продуктом важнее, чем создание продуктов, удовлетворяющих реальные потребности людей.

А ведь такие продукты создаются, фактически, за счет потребителей. Но высокомерие компании бывает на столько велико, что эти самые потребители совершенно не имеют голоса тогда, когда инновации создаются и внедряются. Их ставят перед фактом: есть такая штука и мы считаем ее крутой. Каково же было удивление, например, того же Google, когда выяснилось, что такой удобный девайс как очки – никому не нужен...

Но здесь есть один нюанс. Мы так рассуждаем тогда, когда инновация была не воспринята рынком. Но ведь бывают и такие компании, которые решая за потребителя – не ошибаются. В чем же их секрет? В том, я предполагаю, что инновация не является для них конкурентным преимуществом. Куда важнее опыт пользования. Куда важнее не удивлять, а делать черную работу...

Именно поэтому стоит трижды подумать перед тем, как начинать рассказ о компании со слов, подобных "мы динамично развивающаяся инновационная компания". Может вы совсем другие? Инновации – это не панацея. Чаще всего стремление к инновациям – это амбиции. И не факт, что инновационное значит лучшее. Все зависит не от того что вы придумываете, а от того – о ком или о чём вы думаете в процессе.

Tags: бизнес, инновации, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments