Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Categories:

Инновационное высокомерие

Среди новогодних подарков затесался Furby Boom, почти на семь часов изолировавший племянницу от компании взрослых. Это небольшая мохнатая кукла, которая двигается, разговаривает, поет и меняет выражение жидкористаллических глаз – самодостаточная игрушка сама по себе, но подключив ее к iPad мы получили совершенно новый продукт. Приложение от Hasbro не просто помогает настроить игрушку, но еще и учит в игровой форме правильно питаться, зарабатывать и тратить деньги, развивает логику. И это все помимо того, что игрушка учит заботиться об окружающих, меняя свой характер в зависимости от отношения к ней... В общем, я покорен. Это высокие технологии на стыке материального и виртуального мира с очевидной пользой для развития. (Правда, на следующий день ребенку был срочно куплен свой планшет, что несказанно его обрадовало). А сколько возможностей для развития получит этот продукт в будущем... (это уже мысли маркетолога).

Но это удачный пример того, как технологии и инновации вписываются в нашу жизнь. Стремление сделать самые крутые и передовые продукты существует у многих компаний, но всегда ли это хорошо? Попытка сделать что-то не просто лучше других, а сделать нечто совершенно новое заставляет компании тратить колоссальные деньги на то.... что нам совершенно не нужно. Часто это продукты, которые опережают и время и потребности. Но еще чаще – это побочный продукт корпоративной высокомерности, которая застравляет компании тратить миллионы и миллиарды лишь для того, чтобы доказать себе, что они номер один. Совершенно забыв о потребителях. Пичкая свои продукт крайне высокотехнологичными, но никому не нужными функциями или опциями многие стараются одержать верх в конкурентной гонке. Так появляются телефоны с NFC, факт присутствия которого был конкурентным, но никому не нужным преимуществом. Так появляется гигантское количество опций в автомобилях, но при этом стеклоподъемники, работающие в одно касание так и остаются опцией...

Примеров таких абсолютно ненужных потребителю разработок, которыми гордятся компании – масса. Google Glasses, прозванные Glassholes – были крутой, но бессмысленной и неудобной штукой. Такими, возможно, будут и Apple iWatch – это зависит теперь от разработчиков приложений. Выращенное в лаборатории мясо – штука затратнее и еще более бесперспективная, чем эти гаджеты. А роботы по уходу за престарелыми или детьми? Таких примеров – огромное количество.

Конечно, с прошествием времени технологии адаптируются под нужды потребителей: выращивание органов "на ура" воспринимается пациентами. В отличии от любителей стейков, резко негативно высказывающихся по поводу "пробирочной" говядины. Те же роботы могут работать в экстремальных условиях, но детей и стариков должны сопровождать люди... Планшеты, спутниковые телефоны – мы знаем много несвоевременных продуктов, на которые  тратят не только деньги но и время люди и компании, для которых обладание инновационным продуктом важнее, чем создание продуктов, удовлетворяющих реальные потребности людей.

А ведь такие продукты создаются, фактически, за счет потребителей. Но высокомерие компании бывает на столько велико, что эти самые потребители совершенно не имеют голоса тогда, когда инновации создаются и внедряются. Их ставят перед фактом: есть такая штука и мы считаем ее крутой. Каково же было удивление, например, того же Google, когда выяснилось, что такой удобный девайс как очки – никому не нужен...

Но здесь есть один нюанс. Мы так рассуждаем тогда, когда инновация была не воспринята рынком. Но ведь бывают и такие компании, которые решая за потребителя – не ошибаются. В чем же их секрет? В том, я предполагаю, что инновация не является для них конкурентным преимуществом. Куда важнее опыт пользования. Куда важнее не удивлять, а делать черную работу...

Именно поэтому стоит трижды подумать перед тем, как начинать рассказ о компании со слов, подобных "мы динамично развивающаяся инновационная компания". Может вы совсем другие? Инновации – это не панацея. Чаще всего стремление к инновациям – это амбиции. И не факт, что инновационное значит лучшее. Все зависит не от того что вы придумываете, а от того – о ком или о чём вы думаете в процессе.

Tags: бизнес, инновации, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments