Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Инвестиции в будущее

Я помню, как один из директоров IBM в далеких 50-х заявлял, что в мире, безусловно, есть потребность в компьютерах. Кажется в двух–трех. Возможно я не прав, и путаю что-то в количестве и времени заявления, но смысл в том, что он сильно недооценил рынок. Его было сложно представить. IBM даже не представлял, для чего мы будем их использовать сейчас. Клейтон в 90-х предрекал крах Apple из–за неверно выбранной стратегии развития. Он даже представить не мог, что продажа музыки поможет сделать компании фантастический рывок. Кому? Производителю компьютеров?

Возможно тоже самое сейчас мы испытываем по отношению к технологиями трехмерной печати, хотя ее уже давно и очень успешно используют стоматологи, например. И возможно еще ко многим другим вещам. Но судя по всему мир меняется. В 2013 году я общался с вице-президентом Intel. Он очень много говорил об "интернете вещей", о росте продолжительности жизни, о том, что уже родился тот, кто проживет 200 лет. Я тогда думал: "странно, но ведь вы занимаетесь производством комплектующих для компьютеров – откуда такие мысли про здоровье и про то, как удобно дома печатать себе не только книги, но и велосипеды". Горизонты планирования меня искренне поражали. Я помню владельца одного из десяти крупнейших российских банков, который перед началом работы попросил написать эссе о том, каким мне видится банковская отрасль через 50-70 лет.

Сложно представить, но хорошо нам знакомые iPod, iPhone и iPad были задуманы еще в самом начале 80-х, когда еще только появились CD–носители и плоские мониторы были скорее экспериментом, чем массовым продуктом. Т.е. мы говорим о том, что даже дизайнеры работали с 25-летним запасом времени, в рамках которого технологии должны были догнать дизайнерские мысли.

В этом и есть отличие крупных компаний: не в доходах. Не в прибыли на акцию. В том, что они могут планировать на 100 лет вперед. Но не просто планировать, а осуществлять разработки, инвестировать в будущее... и генерировать самосбывающиеся пророчества. Иными словами это будущее строить прямо сейчас, каким бы фантастическим оно ни было.

Но вот что любопытно – будущее становится реальностью у тех компании, которые его долго планировали. Разве есть на рынке примеры тех, кто вышел ярко и сразу стал предметом восхищения? Facebook, Uber, Twitter, Amazon, Samsung, Google, Virgin – кто-то из них еще не успел уйти, кто-то ставит перед собой совершенно иные цели, не похожие и страшно далекие от того, что компания представляет из себя сейчас. Apple инвестирует в медицину вместе с Intel. Кто-то инвестирует в расширенную реальность и internet of things – это не мудрено, уже в 2011 году количество гаджетов в сети превысило количество людей на планете. И это не пользовательские устройства, а самостоятельно работающие объекты. "Живи дольше и проще, знай и делай больше" – в этот подход инвестируются миллиарды долларов и евро. И это те деньги, которыми откровенно рискует крупный бизнес. Их можно было бы потратить на себя, а не на попытку вырисовать прогнозы 30- 50- и 100-летней дальности.

И именно поэтому я так не люблю наш крупный бизнес. Упрямые, глупые, алчные и низкокомпетентные люди забрали его себе. Они не думают ни о чьем другом будущем кроме своего. Они не умеют фантазировать. Они умеют в лучшем случае "оседлать тренд". Да, они много и низкоэффективно работают, они хорошо зарабатывают, но они не далают той самой важной части работы, которая находится в их зоне ответственности. Крупный бизнес всегда был "ледоколом": тем, кто разрушает барьеры и открывает новые отрасли для более мелких компаний. Сколько людей в мире обспечили работой iOS и Android? Сколько новых возможностей дали высоктехнологичные разработки в области логистики и транспорта, обмена данными и т.д.? Да, сколько тысяч безработных на совести Amazon? Много. Но эти люди перестали заниматься рутиной и начали что-то создавать. Что-то более полезное, чем операцию по перекладыванию денег в кассу.

Но суть не в этом. Суть в том, что если "там" крупный бизнес исполняет роль локомотива, драйвера инноваций, двигателя прогресса, создавая свои или финансируя чужие фантастические мечты и планы, то наш крупный бизнес исполняет роль комбайна – состригая с рынков большинство денег и не давая рынку ничего взамен. Именно поэтому у российского бизнеса в его нынешнем виде нет никаких перспектив. Мы никогда не обгоним ни Америку, ни Европу. И даже не приблизимся к ней ни на шаг лишь потому, что представление о рынке, бизнесе, прибыли, богатстве и деньгах в нашей стране исковерканы на столько, что никого не смущает даже увешанный золотыми слитками патриарх. Я уж не говорю о бизнесменах, из которых никто не живет так же, как и сотрудники его компании.

Да, строят рынки и улучшают жизнь к лучшему, дают толчок для развития меньших – крупные компании. И они ветшают и умирают, они сменяют друг друга, они тоже "выдыхаются". Но именно они, так ненавистные большинству россиян западные и "пиндосские" бизнесы дают толчок к развитию всей экономической среды, заставляют двигаться и учат думать. Учат конкурировать и внимательно следить за потребителями, чувствовать их, искать своих. Наш бизнес на такое не способен. И никакое импортозамещение не поможет – слишком много дебилов сидит не на своих местах, слишком много людей не верят в будущее и хотят набить свои карманы прямо сейчас. И только тогда, когда на места "красных директоров" придут люди, готовые рисковать, готовые планировать на 50-100 лет вперед (когда их уже не станет точно), готовые инвестировать в будущее – тогда можно будет говорить о "вставании с колен" и прочей политической фигне.
Tags: бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments