Платье голого короля маркетинга

Андерсен написал много сказок и многие из них не потеряли своей актуальности до сих пор. Эта мне вспомнилась по прошествии Digitale и беседы её вдохновителями и организаторами. Не только эта конференция, но и остальные другие с использованием слова "маркетинг"... вовсе не о маркетинге. Они о продажах. В приличном обществе маркетолог, учащий продавать – это нонсенс. Но у нас на этой ниве взросли "лучшие маркетологи страны", которые имеют очень слабое представления о целях и задачах маркетинга, несмотря на то, что сами во всю пользуются его инструментами. Наивность это или умышленный обман – я судить не могу. Но и о факте умалчивать тоже не стану.

В общем, выступающие на маркетинговых конференциях делятся на несколько типов. Точнее, на два: "купи меня" и "всё говно". Первые – это продавцы. Их задача и содержание выступления – продать себя. В виде маркетолога или в виде книг о маркетинге – не суть. Но мысль сводится к одному: "я крут, купите меня, прошу. Сейчас дешевле". Странно, но обычно за вход в магазин денег не берут. Так же как и за возможность продавать свой продукт большой аудитории. Поверхностные выступления, никакой пользы кроме как узнать о том, что "пользу" можно приобрести за отдельные деньги. Это самые закаленные и циничные ораторы, которых мы прекрасно знаем. Их очень любят за их чарующую наглость. Они это знают, поэтому пользуются. И, самое главное, есть спрос. Значит будет и предложение. Помню, в 90-х надо было дать хорошую взятку, чтобы банк открыл счет для компании. Здесь наблюдается подобная ситуация. Почему берут? Потому как марка известная и, собственно, дефицит. Дефицит простых и понятных знаний.

Второй тип, пожалуй, еще популярнее. Чем больше аудитория, тем больше она любит, чтобы её смешали с грязью. Эксперты в этом вопросе, конечно, "Бизнес–молодость", но и ораторы конференций не отстают. Почему такое происходит? Почему фраза "вы все бездельники и сидите в заднице" вводит зал в исступление? Вряд ли потому, что в зале собираются маркетинговые мазохисты. Скорее потому, что так оно и есть на самом деле – большинству сидящих пендель будет лучшим мотиватором к действию. И это помогает лучше чем зарплата. Как у Джерома К. Джерома: несмотря на устрашающие диагнозы, которые тот ставил себе в детстве, родительские тумаки излечивали недуги быстрее патентнованных пилюль.

Внимание, вопрос. Первые учат продавать. Вторые учать не сидеть сложа руки. Но где же здесь маркетинг? Ведь несложенными руками можно что-то делать, да и продавать надо не воздух, а что-то конкретное.

Почему все конференции и семинары, где слово маркетинг звучит хоть как-нибудь – о том, как продать. Хорошо, о том, как привлечь, чтобы продать. Потому как это единственная компетенция, знакомая выступающим: продажи и коммуникации. Точнее - продажи и реклама. Но маркетинг, вообще-то, совсем с другой стороны. По ту сторону создания продукта. Вместе с брендингом и даже дизайном. "О! А ребята-то не знают!"

Проблема в том, что хороший маркетинг не занимается продажами. Хороший, правильный, профессиональный маркетинг не о том как продать, а о том, как сделать так, чтобы пришли и купили. Пришли сами, а не при помощи методов "наживки и крючка". Пришли сами, а не когда их ударит по голове "визуальный молоток". Пришли сами, потому как испытали потребность, которую лучше всех удовлетворит ваш продукт. Об этом все мимолетно обмолвляются... Но как стоит выйти на сцену, чувствуют себя (как им кажется) прямо Демосфеном: набрав в рот камней пытаются перекричать океан. А по факту наоборот, выступают перед камнями, набрав в рот воды. Почему? Потому как по существу сказать нечего. И льется вода то про продажи, то про все как плохо. А как эту ситуацию решать, как бороться не со следствием ("не берут!"), а с причинами ("потому как продукт – дерьмо"), никто рассказывать-то и не может.

Потому как несмотря на гигантский опыт, портфолио и гонорары – не знают. Никогда такого не делали. Только продавали. Налаживали коммуникации. Искали клиентской любви любыми способами, кроме главного. Потому как не стратеги.

Но мы-то с вами знаем, как люди в маркетинге сведущие, что маркетинг – это величина статегическая даже лишь потому, что эффект от маркетингового воздействия достигается в том случае, когда действия постоянны и согласованы с другими бизнес–процессами. Маркетинг и инновации – единственное, что движет компанией. Об этом писал Друкер ой как давно. И это ни для кого не секрет. Но попробуйте найти выступающего, который говорит об этом. Их нет. А ведь это тот единственный реальный способ развития бизнеса, который поможет преодолеть успешно период стагнации и спада на рынке. Да, собственно, это вообще единственный способ развития. Не экономить, не усиленно продавать, а делать то, что востребовано и обладает адекватной цене ценностью. Что-то мне не верится, что это на столько очевидная вещь, что даже не стоит о ней рассказывать. Как-то глядя на рынок слабо представляется, что именно так думает большинство его игроков...

Вот и получается, что вроде как "короли маркетинга" у нас имеются... Вот только какие-то они голые.

Как же, как же мне нравится Вас читать, вот правда. Здравый смысл и ничего лишнего. Спасибо)
маркетинг как индульгенция продавать дерьмо и обманывать покупателя, вот что часто востребовано
Ну, не так прямо, но ведь это и продают :-)
Так ведь выгоднее. И безопытные ребята в залах набираются (за свои деньги, заметьте) такого вот... всякого разного. Смолоду.
К сожалению, так прямо :)
Цитирую "Хороший, правильный, профессиональный маркетинг не о том как продать, а о том, как сделать так, чтобы пришли и купили"

И тут даже дело не в том, что продукты могут быть приличного качества (и совсем не дерьмо), а подход. Очень многим, если не всем, нужен маркетинг как набор инструментов, которые помогут быстро обмануть, втюхать, повысить продажи. Когда используется и востребован такой подход? Когда не уверен в том, что можно сделать так, "чтобы пришли и купили".
А это уже к вопросу о том, что многие пришли в бизнес не работать (и делать лучше других), а только зарабатывать. Не вникая в продукты и процессы.
самое интересное, что эти многие - довольно успешны. вот смотришь и думаешь, как же такое земля носит, а они еще и живут, и зарабатывают неплохо :)
парадокс?
Нет, просто рынок. Пока мы, как покупатели, не научимся выбирать, они не научатся создавать. Ведь голосуют-то рублем и исправно. Низкая культура потребления, желание по-меньше думать и делать... В результате и получается вполне сбалансированное предложение.
А другой забавный момент – появление на рынке хорошего продукта. К нему почти никто не готов, но он часто изменяет категорию (или отрасль) с такой скоростью, что конкуренты не успевают даже осознать, не то чтобы отреагировать.
по-разному. Иногда конкуренты успевают отреагировать, не включая мозги. А осознание приходит позже, в момент вскрытия :)
это что-то философское получается - и мы не совершенны, и мир несовершенен :)
Я написала ответ, и подумала, а ведь я тоже делаю такие проекты типа как изменение канала продаж ведет к росту продаж. Мне даже нравится делать проект в условиях жестких ограничений на изменение характеристик продукта. О, я поняла. Все-таки низкое качество предложения, даже в конкурентной среде - источник нашего маркетингового успеха и появления голых королей. Я на королевство не претендую, просто зафрендила Вас на ФБ :) Надеюсь на взаимность.
Ну, на самом деле не все так и страшно. Мы развиваемся. Каждый рынок проходит несколько стадий... Я вспоминаю детство, когда появились первые кооперативные производства, в самом конце 80-х. Они выпускали "Зефир в шоколаде" – редкий деликатес и дефицит в советских магазинах. Это была скорее манная каша с чем-то коричневым. Ужасно на вкус, не говоря уже об упаковке (и была ли она). Но прошли годы и теперь продукт стал вполне съедобным (за исключением нефти в его составе). Я уж не помню, какой он был на вкус тогда, но теперь кажется похожим. Тоже самое и в маркетинге. Сейчас мы проходим период, когда лишь появляются стандарты. А далее – уйдет "манная каша" и останется то, что правильно. Когда только, этого я не знаю... Знаю только, что замени слово "маркетинг" на "дизайн", "брендинг", "банкинг" или еще сотню других – актуальность статьи не изменится сильно :-)
ну а как Вы хотели? произведенных компании по количеству гораздо меньше чем перепродающих. отсюда и малый спрос на специалистов и маркетинг полного цикла так сказать.
Но в продающих компаниях есть такое понятие как "сервис". Это такой же продукт, как и товар, который они продают. А им 95 способов продвижения в Интернете, узнать которые можно лишь купив книгу спикера. На коммерческом, замечу, мероприятии.
это согласен.
Заметьте, услуги сервиса, обычно, являются дополнительнымт и вводятся "с колес" как только появляются соответствующие компетенции и возможности, или уж совсем явная потребность выявляется. Случается же такое не часто, вот и считается лишним выделять на это ресурсы.
Да, сервис не в фокусе. Но в продажах кроме него вообще ничего нет, а в производстве он может играть ключевую дифференцирующую роль.
Ты никак на маркетологический междусобойчик сходил?)))
Ну да. Повторил "Продэкспо 2009". Но, могу сказать, здесь все сильно приличнее. Там-то вообще беда какая-то была. Даже не со спикерами, а с аудиторией. Здесь "более лучше". Т.е. мне показалось, что аудитория была крайне заинтересованная.
Я наверно, как потребитель таких знаний могу пояснить) Сергей, у Вас в посте ответ есть, ваш же: "Дефицит простых и понятных знаний". И понимание про "голое платье" и предназначение придет либо с опытом, умением перед работодателем отставать свою позицию и, что важно- отвечать за нее либо если есть мозги. И спасибо за ваш блог)
Если бы это было похоже на обучение езде на автомобиле с правым рулем, а ездить пришлось бы с левым - ок. Но проблема в том, что это обучение вообще не тому. Т.е. благодаря таким вот "гуру" на рынке нет нормальных продуктов, здоровой конкуренции и адекватного ценообразования. Это обучение кататься на велосипеде, когда надо бы учить ездить за рулем автомобиля. Принцип вроде бы и тот же, но одни навыки совершенно не пригодятся в другом. А порой еще и во вред будут работать.
Существует еще ОДНО сущностное ОГРАНИЧЕНИЕ
Давно думаю, с кем поделиться...
Почему "мало продаваемы умные мысли" и "МНОГО-продаваемы" обманки?

Гипотеза моя в том, что часто покупатели конференций/семинаров по ПСИХОЛОГИИ своей тянутся быть "ПОБЕДИТЕЛЯМИ", а в их понимании это "пацан сказал - пацан СДЕЛАЛ". Синоним "успешности". А если "сказал и не смог сделать" - СТРАШНО, "а что же скажет княгиня Марья Алексеевна?".

Такому пиплу - ЛЕГКО И ПРИЯТНО слушать и ПЛАТИТЬ за "Голых Королей", а Вас слушать и пытаться работать по Вашим мыслям??? - ОПАСНО. СТРАШНО. А вдруг не получится?

Лучше, безопаснее - пройти мимо, забыть, замолчать, нету никакого Славинского и всё тут.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Пока это - гипотеза, но одна давно меня тревожит...