Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Платье голого короля маркетинга

Андерсен написал много сказок и многие из них не потеряли своей актуальности до сих пор. Эта мне вспомнилась по прошествии Digitale и беседы её вдохновителями и организаторами. Не только эта конференция, но и остальные другие с использованием слова "маркетинг"... вовсе не о маркетинге. Они о продажах. В приличном обществе маркетолог, учащий продавать – это нонсенс. Но у нас на этой ниве взросли "лучшие маркетологи страны", которые имеют очень слабое представления о целях и задачах маркетинга, несмотря на то, что сами во всю пользуются его инструментами. Наивность это или умышленный обман – я судить не могу. Но и о факте умалчивать тоже не стану.

В общем, выступающие на маркетинговых конференциях делятся на несколько типов. Точнее, на два: "купи меня" и "всё говно". Первые – это продавцы. Их задача и содержание выступления – продать себя. В виде маркетолога или в виде книг о маркетинге – не суть. Но мысль сводится к одному: "я крут, купите меня, прошу. Сейчас дешевле". Странно, но обычно за вход в магазин денег не берут. Так же как и за возможность продавать свой продукт большой аудитории. Поверхностные выступления, никакой пользы кроме как узнать о том, что "пользу" можно приобрести за отдельные деньги. Это самые закаленные и циничные ораторы, которых мы прекрасно знаем. Их очень любят за их чарующую наглость. Они это знают, поэтому пользуются. И, самое главное, есть спрос. Значит будет и предложение. Помню, в 90-х надо было дать хорошую взятку, чтобы банк открыл счет для компании. Здесь наблюдается подобная ситуация. Почему берут? Потому как марка известная и, собственно, дефицит. Дефицит простых и понятных знаний.

Второй тип, пожалуй, еще популярнее. Чем больше аудитория, тем больше она любит, чтобы её смешали с грязью. Эксперты в этом вопросе, конечно, "Бизнес–молодость", но и ораторы конференций не отстают. Почему такое происходит? Почему фраза "вы все бездельники и сидите в заднице" вводит зал в исступление? Вряд ли потому, что в зале собираются маркетинговые мазохисты. Скорее потому, что так оно и есть на самом деле – большинству сидящих пендель будет лучшим мотиватором к действию. И это помогает лучше чем зарплата. Как у Джерома К. Джерома: несмотря на устрашающие диагнозы, которые тот ставил себе в детстве, родительские тумаки излечивали недуги быстрее патентнованных пилюль.

Внимание, вопрос. Первые учат продавать. Вторые учать не сидеть сложа руки. Но где же здесь маркетинг? Ведь несложенными руками можно что-то делать, да и продавать надо не воздух, а что-то конкретное.

Почему все конференции и семинары, где слово маркетинг звучит хоть как-нибудь – о том, как продать. Хорошо, о том, как привлечь, чтобы продать. Потому как это единственная компетенция, знакомая выступающим: продажи и коммуникации. Точнее - продажи и реклама. Но маркетинг, вообще-то, совсем с другой стороны. По ту сторону создания продукта. Вместе с брендингом и даже дизайном. "О! А ребята-то не знают!"

Проблема в том, что хороший маркетинг не занимается продажами. Хороший, правильный, профессиональный маркетинг не о том как продать, а о том, как сделать так, чтобы пришли и купили. Пришли сами, а не при помощи методов "наживки и крючка". Пришли сами, а не когда их ударит по голове "визуальный молоток". Пришли сами, потому как испытали потребность, которую лучше всех удовлетворит ваш продукт. Об этом все мимолетно обмолвляются... Но как стоит выйти на сцену, чувствуют себя (как им кажется) прямо Демосфеном: набрав в рот камней пытаются перекричать океан. А по факту наоборот, выступают перед камнями, набрав в рот воды. Почему? Потому как по существу сказать нечего. И льется вода то про продажи, то про все как плохо. А как эту ситуацию решать, как бороться не со следствием ("не берут!"), а с причинами ("потому как продукт – дерьмо"), никто рассказывать-то и не может.

Потому как несмотря на гигантский опыт, портфолио и гонорары – не знают. Никогда такого не делали. Только продавали. Налаживали коммуникации. Искали клиентской любви любыми способами, кроме главного. Потому как не стратеги.

Но мы-то с вами знаем, как люди в маркетинге сведущие, что маркетинг – это величина статегическая даже лишь потому, что эффект от маркетингового воздействия достигается в том случае, когда действия постоянны и согласованы с другими бизнес–процессами. Маркетинг и инновации – единственное, что движет компанией. Об этом писал Друкер ой как давно. И это ни для кого не секрет. Но попробуйте найти выступающего, который говорит об этом. Их нет. А ведь это тот единственный реальный способ развития бизнеса, который поможет преодолеть успешно период стагнации и спада на рынке. Да, собственно, это вообще единственный способ развития. Не экономить, не усиленно продавать, а делать то, что востребовано и обладает адекватной цене ценностью. Что-то мне не верится, что это на столько очевидная вещь, что даже не стоит о ней рассказывать. Как-то глядя на рынок слабо представляется, что именно так думает большинство его игроков...

Вот и получается, что вроде как "короли маркетинга" у нас имеются... Вот только какие-то они голые.

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments