Сжаться, чтобы выиграть

Мы все привыкли считать, что путь к успеху – это постоянное расширение. Больше, чаще, масштабнее. Нехватает рынков сбыта, потребителей, объемов продаж. Растут бюджеты на себя любимых, тешится эго... и таят доходы. Это звучит как-бы странно, но иногда от уменьшения масштабов бизнеса он только выигрывает.

Проблема в том, что мы привыкаем мерять бизнес доходностью, а надо бы – долговечностью. И порой бывает так, что бизнес разрастаясь съедает себя сам. И не важно какого ты размера – P&G или небольшой холдинг из трех–пяти компаний.

Есть такое ощущение, что эпоха количественного роста подходит к концу, потому как интерес потребителей к псевдо-изобилию тихо угасает. Ведь посмотрите на нас самих? Мы начинаем искать что-то своё. Небольшое и редкое, что подходит именно нам и есть только у нас. Посмотрите на etsy, посмотрите на возрождение "народных промыслов"...

Все очень просто. Если раньше недорогой качественный продукт возможно было получить лишь промышленным способом, то сейчас такие времена закончились. Проблема в том, что вместе с продуктами дешевеют и технологии. Еще не было никогда так просто оборудовать собственное производство. Это не дешево, безусловно. Но для большинства изделий, с которыми мы сталкиваемся в быту, выпускается огромное количество "полуфабрикатов": высокотехнологичных элементов из которых ты сам можешь собрать пазл. Любое производственное оборудование, каким бы дорогим оно ни было, стремится к цене в 500 евро/долларов за SKU. 3D-принтер – пожалуйста. Sous vide – не проблема.... Adurino - вообще без вопросов... И этот тренд только нарастает.

Зачем же тогда нужны промышленные технологии, когда почти все, что необходимо, можно заказать через интернет, собрать в собственной мастерской и продать глобально. Логистика тоже не стоит на месте, поэтому купить "полуфабрикаты" на 5-ти разных континентах и собрать их у себя (а ведь это путь Apple) – перестает быть проблемой.

И именно такой "хоум-тек" вместо "хай-тек" становится прекрасной альтернативой гигантским маркетинговым бюджетам от производителя продуктов, отличимых друг от друга лишь брендом.... Логистика, глобальная дистрибьюция и мгновенная известность – эти инструменты заставляют бизнес взглянуть на себя по-новому. И это очень интересное время, где маленькие могут весьма быстро обыграть больших. Не в доле рынка, конечно же. Но в постоянном доходе на одного акционера.

Мне кажется это одно из направлений, а не всеобщая тенденция. Бесспорно 3D-принтеры повлияют на индивидуализацию производства, как и роботизация. Но сложные технологии ещё будут существовать. И не обязательно вместе с продуктами дешевеют технологии. Intel вкладывает в 14-нм технологии гораздо больше, чем в предыдущую технологию. Настолько больше, что никто в отрасли не может набрать столько денег. Атомная электростанция обходится на порядок дороже газовой, а термоядерную только опытную строят всем миром за 15 млрд.дол. Эти вещи в домашней мастерской не соберешь.
Понятно, что R&D в химии и фарме – останутся у глобальных компаний. Но децентрализация производства электроэнергии (когда не нужно строить АЭС) – уже не мечта, а факт. Так же как и производство продуктов питания, одежды и обуви... Компьютерные кластеры обрабатывают данные не хуже, чем дата-центры... Финансовые услуги уже создаются в обход банков и работают эффективнее... Примеров много, но капиталоемкие отрасли никуда не денутся, факт. А вот остальное можно подвергнуть ревизии. Даже сотовую связь – и там есть примеры микрооператоров.
Да, и я о том же. А ещё середняков не надо забывать. Микропроизводства и сейчас вне конкуренции по индивидуализации продукции и полету фантазии. С развитием технологий преимущества будут только увеличиваться.