Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Агентство, занимающееся дизайном. Пути развития.

Адресовано скорее брендинговым агентствам. Попытка сменить название дизайн-студии, добавив слово брендинг в название и "разработку позиционирования" в услуги – это всего лишь первый шаг. Ведь практически все при этом остались дизайнерами этикеток и упаковок. Этим круто заниматься в начале карьеры, но провести всю жизнь за обсуждением соответствия котиков потебностям целевой аудитории йогурта – перспектива, которая радует далеко не всех. По крайней мере меня такая перспектива не радует. Поэтому я набросал checkpoints: этапы развития компетенций в области дизайна. С маркетингом чуть проще, но "прокачать" свой бизнес, связанный с дизайном можно, на мой взгляд. Главное знать куда стремиться. У меня получилось пять уровней:

Первый уровень – это создание простой системы. Логотип, фирменный стиль, дизайн сайта. Его создают повсеместно. И здесь достаточно хорошего вкуса и навыков правильной компиляции, чтобы удержаться на рынке.

Второй уровень – это создание монобрендовых систем. Когда у вас есть несколько продуктов, которые различаются по своим свойствам, но представлены под одной торговой маркой. Начинает требоваться профессиональное образование, т.к. копать придется глубже. Приходится использовать теорию и правила...

Третий уровень – это масштабируемая система. Та, в рамках которой компания работает на уровне корпоративного брендинга. Это не означает, что мы делаем фирменный стиль самой компании, а не ее продуктов (как часто его ошибочно интерпретируют). Это означает, что мы создаем сквозное решение для компании и всех существующих продуктов, которые она производит и продуктов будущих, которых пока нет. К обычной работе добавляется дизайн среды и внутренних коммуникаций, которые тесно связаны с продуктами компании, которые представлены на рынке. Раньше считалось, что нет необходимости как-то связывать воедино все бренды компании в рамках какой-то одной идеологии и базиса. Но сейчас эти решения набирают популярность. В таких проектах активно задействуются архитекторы и конструкторы, создающие как раз средовые (чаще интерьерные) решения. Здесь уже требуется понимание производственных технологий и свойств продукта, куда приходится влезать даже несмотря на сопротивление заказчиков.

Четвертый уровень – это design language ("язык дизайна"). Здесь создаются основы не только коммуникаций и среды, но и самих продуктов. Разрабатывается ДНК бренда, характерные особенности и правила создания будущих продуктов. Не только идеология, но и формы, текстуры, материалы, интерфейсы – все то, что работает на узнаваемость бренда без какой либо маркировки. Суть в том, что убрав с продукта название производителя мы должны все равно понять, что за продукт перед нами. Это уже фактически не просто дизайн, а моделирование взаимодействия. И не до покупки, а в процессе пользования. Про него (interactive design) я писал пару постов назад. Яркие тому примеры - Braun, Sony, Nokia, Apple. Здесь уже важно глубокое погружение в технологии производства продуктов.

Но есть еще и пятый уровень.Это создание окружения. Не конкретного набора продуктов для одного производителя, пусть даже очень широкопрофильного. Это скорее дизайн проектирование образа жизни. Такие попытки активно предпринимались на заре дизайна, в середине 20-х годов, когда в одну систему укладывались не только здания и окружающие их парки, не только планировки, мебель, текстиль и бытовая техника, но и то, что мы едим, например, и как проводим время. Надо сказать, что эти дизайн-проекты жизни в то время, почти 100 лет назад, не снискали популярности. Слишком радикальный были взгляды первых дизайнеров на устройство быта. Но сейчас эта тема весьма актуальна и ей начинают активно заниматься. Фактически, это дизайн–задача по созданию новых обществ...

Большинство агентств – не идут выше второго уровня. Единицы перешагивают до третьего. Даже когда для этого есть возможности. Почему? Наверное, потому как на следующем уровне требуется принципиально иное качество взаимодействия с заказчиком. А именно – его полное вовлечение в процесс с одной стороны и допуск к продукту и процессам его производства – с другой. "Не пускают!" – чаще всего говорят в агентствах. Но это совершенно резонно!

Вы требуете, чтобы вас допустили до работы с продуктом. Но когда главный технолог требует, чтобы его допустили к работе над дизайном – какова ваша реакция? В этом-то и дело. В глубине погружения в технологии. Я могу сказать, что мы тратим огромное количество времени именно на то, чтобы понять, как компания работает и какими технологиями пользуется. Не в продажах и коммуникациях, а в производстве. Когда ставишь перед собой задачу не создать дизайн для компании, а раскрыть потенциал компании – приходится заниматься огромным количеством нехарактерных вещей: дизайнеры пекут пироги, а мы ведем задушевные беседы о смысле жизни... Т.е. все занимаются совершенно не своим делом, которое на самом деле сводится к ответу на один простой вопрос: как бы я делал этот бизнес?

Для того, чтобы на него ответить, придется попотеть. А именно это и не любят делать многие агентства, потому как такие процессы сильно снижают рентабельность проектов и интерес к самой работе. Одно дело нарисовать упаковку, другое – понять как компания зарабатывает деньги и какие возможности упускает. Но причем здесь дизайн, спросите вы? Фиг знает, но без такого понимания сложно создать прорывную идею. Понять и покупателя и производителя (понять, собственно, что у них общего) – это очень важно не только маркетологам, но и дизайнерам. Это придает проектам некоторую осмысленность, которая совершенно не требуется на первом, втором и третьем уровнях. (На последнем можно обойтись лишь видимостью).

Получается странная ситуация, которая сильно мешает развиваться, но которую мы всеми силами пытаемся игнорировать. У нас есть амбиции, но нет знаний. Мы стремимся преподавать, но не готовы учиться. Мы охотно рассказываем и объясняем на чужих примерах, скрывая свои и стесняясь слушать. Что же удивительного в том, что нас и воспринмают весьма узко, ограничено и с недоверием? А проблема лишь в нас самих. Перспективы могут быть колоссальные, если думать не о количественном, а о качественном росте. А думать о нем всегда нужно.

Tags: бизнес, дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments