Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Чувство времени и хороший вкус в бизнесе

Очень важное качество маркетолога – это "чувство времени". Не только понимание потребностей аудитории, не только знание трендов, но и способность находиться в "потоке". Грубо говоря, это умение компилировать свежую информацию и создавать адекватное и актуальное продуктовое решение. Я бы не называл это следованием трендам. Очень сложно сформулировать, но неуловимое различие есть. Постараюсь объяснить.

Когда ты следуешь какому-либо тренду, ты адаптируешь под него свой продукт – как его свойства, так и визуальные составляющие. Когда ты остаешься верным традициям – ты тренд игнорируешь и сосредотачиваешься на том, за что тебя любят. Но это грубый и поляризированный подход, который в первом случае приводит к потере лица, а в другом – ты морально устареваешь. Это как в моде: если тебе не хватает вкуса и стиля, то можно одеться по лук-буку. Если ты выбрал его 40 лет назад и ему следуешь – тот ты уже ретроград со всеми вытекающими. А правильное решение - оно где-то по середине. Оставаясь верным своему стилю и идее, постоянно пропускать ее через призму актуализации. Но не следовать трендам, а воспринимать их как погоду: поддерживая нужные для себя и игнорируя те, что ведут к размытию. Потому как отрицать их полностью – нельзя. Но полностью принимая их ты остаешься голым по-сути.

Буквально час назад зашел в открывшуюся недалеко от дома новую кафе-кондитерскую. Мило, душевно, подозреваю что вкусно... Но совершенно не актуально. А ведь в этом деле вкус надо показывать наглядно. Это и уже не первый случай. Я помню "бои" одного из питерских производителей пирожных... с потребителями. Натуральные продукты, собственные свежие сливки, тысячи человекочасов... И что? Все седят напротив в сетевой кофейне и едят синтетические пирожные. Кроме как идиотами, владелец "натуральной кондитерской" их никак не характеризовал. И в конце концов покинул рынок или ушел в тень. Ошибка была та же: каким бы вкусным ни было пирожное "Картошка", оно не сможет помочь бизнесу стать успешным. Потому как время этого пирожного – прошло. Оно не вписывается в современный контекст даже в условиях активно возрождающейся духовности. Да, его любят, оно понятно... Но в том виде, что его сделали в далеком советском прошлом (для того, чтобы бороться с отходами) оно умирает.  Как и любая другая советская кондитерка, начиная от "Киевского" торта и заканчивая любыми пирожными с масляным кремом. Уже потому, что продукт из отходов производства получился куда популярнее, чем продукты самого производства, можно судить о качестве... А мы его стараемся восстановить, да еще и взять за основу бизнеса устаревшие идеи. Кондитерка – это частности, конечно. Но такие примеры можно найти практически везде.

И появляются они как раз из-за того, что маркетинг не чувствует время и не старается сделать продукт переосмысленный, а ищет примеры для прямого подражания. Не всегда это плохо... Вспомните японский и корейский (а теперь еще и китайский) автопром: от лицензионного продукта и неумелого копирования он прошел быстрый путь до создания собственного, особого языка и стиля. Да, он еще не способен задавать тренды, но отличия и полноценная конкурентная позиция – уже существуют. Но и времени прошло совсем немного, а автомобиль – это технологически сложный и ресурсоемкий продукт.

Что же такое, это "чувство времени"? Это способность выбирать не просто лучшее, а лишь то, что соответствует тебе и твоей внутренней позиции, идеологии, если хотите. И именно оно позволяет бизнесу расти, не теряя лица. Расти, укрепляя собственную позицию и формируя собственный взгляд на то, что хорошо, а что плохо... Хотя, может быть это просто частный случай того, что называется "хороший вкус"? Ведь без него вряд ли получится продукт, который станет объектом для подражания. Хороший вкус формирует тренды, которые далее опошляют те, кто им не обладает, но очень хочет актуальности. И он же - останавливает других от следования трендам. Может и так. А ведь хороший вкус можно воспитать. Как и чувство времени.
Tags: бизнес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments