Систематизация, процессы и корпоративная культура

Формализация процессов в большой компании – дело хорошее. Это позволяет создать технологию, гарантирующую неотвратимо-положительный результат действий. Но в этом процессе есть большой изъян. Считается, что если вы все систематизировали и распределили по процессам с четкими инструкциями, то задача выполнена. Но, к сожалению, на практике картинка выглядит совсем иначе. Систематизация – это лишь первый шаг. Введение правил – не конец, а лишь начало большого пути "выращивания" эффективности.

Мало того, что компания, обросшая инструкциями и процессами теряет гибкость. Куда более страшно, что сотрудники, четко следуя процессам, перестают думать. Просто следуют руководству. И такой подход очень часто порождает куда больше ошибок, чем предполагают внедряющие. Об этом написано много книг и статей.

Проблема в том, что фирма эффективно работает не в том случае, когда все сотрудники действуют одинаково, а когда все одинаково думают. Т.е. руководствуются одними и теми же мотивами при принятии тех или иных управленческих или производственных решений. А для этого компании надо вырасти над процедурами. И такой рост называется внедрением корпоративной культуры.

Именно она, корпоративная культура, минимизирует ошибки, возникающие при действиях, где мы руководствуемся правилами или стандартами. "Правила движения" для бизнеса должны оставаться не на уровне пошаговых процедур, а на уровне рефлексов: переходя улицу посмотреть сначала налево, потом направо.

Ключевая проблема в том, что стандартизация регламентирует что нужно делать. А корпоративная культура – что делать не нужно. Как и законы: есть запрещающие (остальное разрешено) и разрешающие (не разрешено то, что не описано). В каком случае бизес будет работать лучше? Ответ, на мой взгляд, однозначен.

Tags:
стандарты - минимальные системные требования, которые определяют рабочий процесс как эффективный. меньше - уже начинается хаос. а вот в большую сторону ужесточение требований приводит к дополнительным затратам: на обучение, на модернизацию, на расширение документальной базы, на совершенствование инфраструктуры и т.п. и затраты эти с ужесточением требований могут существенно возрастать.
корпоративная культура же лежит в несколько иной плоскости, плоскости ценностей и норм, господствующих в организации. и чаще всего эффективность корпоративной культуры зависит от тех моральных ценностей, которые положены в ее основу и в основу деятельности организации.
и очень часто эти две составляющие системы управления организации находятся в системном противопоставлении друг другу, взаимно уничтожая потенциал их эффективности.

Edited at 2014-10-27 08:20 pm (UTC)
Да, так и есть. Хотя должны дополнять. Но это логично, потому как чаще ими занимаются совершенно разные люди / подразделения.
Самый главный процесс - поиск и устранение ошибок в процессах. Об этом все забывают. Особенно те, кто пытаются копировать японцев, скача по поверхности.