Обманчивая очевидная дешевизна

Ни для кого не секрет, что в этом мире деньги делаются на людях небогатых. Эффективность "бизнеса для бедных" в разы выше, чем у производителей люксовых товаров, где редкая марка доходна и независима. При этом ранее был принято избегать откровенно дешевых решений, выдавая глянцевую пластмассу за металл, пластик за кожу... Создавая имидж дорогого продукта с доступной ценой многие компании успешно реализовывали этот подход. Но в последнее время набирает силу обратная тенденция, очень и очень любопытная.

"Бедные денег не считают" – это правда. Зачастую попытки сэкономить заставляют отдавать значительно больше средств из и так ограниченного бюджета, о чем справедливо рассуждают науки об иррациональном потреблении. И эту тему ухватили и маркетологи... Создавая атрибуты, характерные для откровенно дешевых продуктов, они пользуются "социальными связями", культивриуюя ощущение продукта для своих. Хотя, если взглянуть на цены – их продукт таковым не является.

В 2012 году исследуя рынок демократичных пивных заведений, я пришел к очень странным выводам. Стоимость, например, горячего блюда из мяса, гарнира, соуса и хлеба в пивном дискаунтере очень сильно отличалась от цены аналогичного блюда в ресторане сегмента "средний+"... в большую сторону. Чуть меньший вес и разделение одного блюда на четыре позиции в меню создавало ложное ощущение доступности. И таких примеров – очень много. Совсем недавно мы обсуждали в Facebook службу такси с явными атрибутами "бюджетного" сервиса для тех, кому важно приехать именно на такси. (Это же круче, чем ловить "попутку", не правда ли?). Стоимость поездки в таком демократичном таксомоторе на 20-30% выше, чем в среднем по рынку. Но ощущение дешевизны не покидает ни на минуту. Пиццерия с self-service и видом дешевой рыгаловки явно для маргинальных слоев общества продает свою продукцию "на ура". Но в пиццерии напротив с приятной атмосферой, официантами, камерным интерьером и продуктом куда более высокого качества тот же продукт стоит на 40% дешевле. 300 рублей вместо 500... Время приготовления – тоже самое. А ведь еще есть сколько отраслей, где работает та же схема.

Массу примеров вы можете найти и вокруг себя. И если раньше было круто выглядеть дороже чем ты есть на самом деле, то теперь компании могут извлекать дополнительную выгоду из того, что их продукт благодаря атрибутам воспринимается как крайне дешевый. Это обеспечивает массовый спрос со стороны самой нетребовательной части потребительской аудитории, которая не привыкла к высокому качеству продукта и сервиса вокруг него. И, я предполагаю, количество таких примеров будет только увеличиваться. 20-30-40 процентов премии за то, что ты дерьмово выглядишь и твой продукт... хорошо, пусть даже стандартного качества – это хорошая премия. Люди с высокими доходами и с высокой культурой потребления далеко не всегда привлекательны как клиенты. Особенно в смутные времена... Об этом есть над чем подумать и тем, кто делает бизнес, и тем, кто потребляет. "Не гонялся бы ты поп за дешевизною..."

Фастфуд тоже использует эту иллюзию с ценой одного блюда и раздельной покупкой(подачей) - а на круг выходит дороже, чем за ланч в заведении с официантами.

Ну у фаст-фуда другая ценность. Ключевое слово "фаст". Поэтому их часто предпочитают ланчам. Убрать эту ценность – тогда решение будет странными. Зато можно сэкономить на чаевых :-)
А мне кажется наоборот, такая подача характерна для товаров лет 10 тому:)
Я бы даже сказал 20... середина 90-х. Но вот странно, возвращается
На прошлой неделе пробовал пиво прямо на жигулевском заводе. Пиво бюджетное по цене и вкусу, а вот закусь, я вас умоляю!
Все по твоему сценарию.

Но мне показалось, что в тебе плакал гедонист :)
Играют на людских страстях...
Но я бы не стал смахивать в утиль премиум-бренды - люди, желающие казаться, также делают основную кассу люксам.
Сколько людей купит Бугатти, а сколько дешевенький фольксваген-поло?
Очень точно подмечена тенденция не соотносить критерии цена-качество в нашем обществе.
Каков клиент, такой и сервис. Если требовательный к качеству- повышаешь качество и оптимизируешь цену. Если наоборот(бедный . он потому и бедный что считать не умеет и читал в последний раз в школе ) то можно рубить бабки как рука возьмет и язык причешет
Снимешь обертку сникерса , а там ...
Знаете, я уж лучше на такси, особенно ночью, чем сяду черт знает к кому ради дешевизны. Пусть я считать не умею, пусть я люблю понты, как Вы тут пишете-но уж лучше я вызову такси через диспетчера, чем поеду на дешевой тачке с водителем-азиатом, а потом попаду в новости в раздел происшествия. Но экономным специалистам этого, конечно, не понять.

Edited at 2014-10-15 10:56 pm (UTC)
тезис про азиатов-ущербный.
живу в москве пользуюсь "сити -мобил" такси 4года.
я клиент 5звезд.
ночью почти всегда водятлы азиаты.
в сша ситуация подобная -но круглосутошно.

не забывайте что в росии живут не только русские...но и многие другие азиаты.
У меня маленький магазин во Вьетнаме. Он не совсем типичен для местности, на что и делался расчёт при открытии: вещи только тру брендз, все отпареноаккуратно, меняющийся ассортимент, нормальные примерочные, кондиционеры, касса, чеки и т.д.
Цены такие же или ниже, чем на аналогичные позиции в других, неудобных магазинах, где товар низкого качества, фейки.
Но там обороты больше, народ толпится. А я угораю)
Вы правы абсолютно.
При ремонте квартир менее обеспеченные граждане, заказывая таджиков под ключ за квадратный метр, зачастую платят больше, чем если бы заказали квалифицированных работников.
Я давно говорю, что в магазины эконом-класса ходят богатые люди. Пятерочка, Атак, Ашан и прочие, ценник на продукты явно неадекватный. По сравнению с люксовой Азбукой в которую все так боятся заходить, потому что там дорого. На самом деле нет.
Маркетолог?
"Война - это мир..."(с)

Пара сотен за батон в "Азбуке" дешевле двадцатки за батон в "Пятерке"?
Супер наблюдение!
Предлагаю сделать мини-выборку из нескольких заведений
Продуктовые магазины( АВ или Глобус Гурме против Копейки/ Пятерочки)
Рестораны/Кафе(Любой хороший итальянский ресторан против дешевой пиццерии для студентов)
Одежда, обувь( любые марки среднего класса против фамилий, все по 99 рублей и т.д.)
В АВ и Гурме всегда чистые полы, вежливый персонал, и купленный товар складывают в пакеты.

В Копейке/Пятерочке вечно грязь, хамство,неадекватные посетители в большинстве своем, коробки уже с неспелыми или сгнившими овощами/фруктами и тд.
Образ жизни и стереотипы большой части населения влияют сильно. Люди , живущие в маленьких неудобных и не ухоженных квартирах, идут за покупками в такие-же близкие по обстановке(внешне не привлекательные) магазинчики и забегаловки. Для таких людей просторные, светлые и чистые маркеты - чуждые , враждебные и им неуютно в них. Чувствуя там дискомфорт они бегут на вещевой рынок ,в мороз и грязь, к родным узбекам покупать очередной хлам

Edited at 2014-10-16 07:38 am (UTC)
Интересные мысли. Спасибо за наводку)
Выходит, нынче мода на дешевизну, простоту и примитив?