Smart. Умный выбор для небедных горожан

Наверное, я один из немногих автолюбителей, кто испытал на себе практически весь сегмент сити-каров, которые в том или ином виде можно приобрести на российском рынке. Уже почти пятилетнее обладание раритетной ныне Toyota IQ, тест-драйвы и почти двухнедельная эксплуатация Fiat 500, еженедельные прохваты на Mini и вот теперь недостающий элемент этого пазла – Smart ForTwo, который я использовал в качестве основного средства передвижения последние 5 дней.

"За бортом" остался только DS3 – прекрасная имитация премиума из посеребренной пластмассы внутри с очень приятным антуражем, так сказать. Обновленная внешность со светодиодными фарами здесь не поможет. Да и длина почти в 4м делает такой автомобиль бессмысленным с точки зрения городской эксплуатации. Добавив 30-40 см вы ни сколько не проиграете в возможностях не-припарковаться днем в центре города. Там где не влезает 4 метра длины, не влезет и 5 и 6... С этой точки зрения Mini тоже не самый практичный вариант, но жизненная позиция. Про честность Fiat 500 (3,5м) я уже писал в предыдущем автопосте, поэтому для нынешнего оставлю лишь тему Smart.

Вопрос, который волнует меня как маркетолога – для кого он? С европейской прагматикой все более–менее понятно. Даже с учетом того, что воспитывать европейских покупателей пришлось почти 10 лет. Но для кого он на российском рынке – это вопрос, требующий изучения. Автомобильные журналисты дают ответ на этот вопрос четко – автомобиль для девушек. Но статистика продаж и сам автомобиль далеко не так однозначны. Он, конечно, выглядит осквернителем автомобильного Олимпа и покушается на самое святое, что есть у автомобильного журналиста и 84% россиян – на длину. И человеку, тестирующему седаны и внедорожники очень сложно переключиться. Именно поэтому отзывы профессионалов полны скептицизма, а мнения людей вне профессии – позитива и эмоций. Такая поляризация вполне объяснима, потому как приобретение Smart требует очень четкого понимания для чего он, сформулированного для себя вопроса "зачем?"

Т.е. он нужен тем, кто знает, как использовать автомобиль. Те, кто не могут ответить на этот вопрос точно, покупают многофункциональные седаны, универсалы и вседорожники. По-сути, он нужен тем, кто работает в центре, а живет в отдалении (или наоборот). Он нужен тем, кто регулярно ездит за покупками в магазин и тем, кто имеет обыкновение выезжать на встречи. Т.е. это автомобиль для городского жителя.

Зачем нужен такой автомобиль? Ответ очень прост – чтобы комфортно передвигаться по городу. Он не нужен для того, чтобы проехаться с ветерком по шоссе (хотя извилистые дорожки и 120 км/ч – вполне для него), он не нужен для того, чтобы отвести рассаду на дачу или забрать холодильник из магазина. Он не нужен для путешествий, особенно если ваша компания насчитывает более двух человек. Он нужен для решения "городских задач" – поэтому он сити-кар.

Кто может себе позволить такой автомобиль? Этот вопрос сложнее. И это точно не вопрос денег. Да, разброс цен весьма велик. Достаточно упакованный автомобиль обойдется в 600-650 тыс. рублей. И это будет удобная для городской эксплуатации машина со всем необходимым. Утилитарный и прагматичный выбор тех, кто думает не только о себе и вырос из комплексов и стереотипов. Но есть и другой Smart. При всех тех же качествах он еще и роскошен: зашитый в кожу с каретной стежкой салон цвета "какой захотите", уникальная расцветка экстерьера (так же любого глянцевого или матового цвета), мультимедиа и навигация, приличный звук и динамика, которая как минимум удивит соседей по потоку обойдутся вам в ту же сумму, что и пресный Golf – 1,2 - 1,5 млн. рублей. Но за эти деньги вы получаете совсем другой автомобиль, в котором утилитарность и практичность, стремление к свободе и комфорту – уже далеко не аскетичные. Базовый Smart с самым маленьким двигателем и тканевым салоном уже не заставит вас краснеть, окружающие по потоку внутри точно не лучше. Но версии tailor made заставят завидовать вам обладателей премиум-когорты – ваш автомобиль будет выглядеть шикарнее и внутри, и снаружи. О да, за эти деньги можно купить "настоящий" Mercedes-Benz...

Так для кого он? Для кого может быть предназначен Smart? На мой взгляд – это машина для свободных с деньгами. Почему с деньгами – потому как эта машина выполняет только часть функций, которые обычно возлагают на автомобиль. Она блестяще стоит в пробках и паркуется там, где это кажется невозможным. В нее прекрасно влезет 3-4 пакета с продуктами и даже пара чемоданов умеренного размера. Но не более. И если в вашей жизни есть семья и дети, загородный дом и автомобильные путешествия несколько раз в год – вам точно не хватит одного Smart. Но его точно хватит, чтобы решить все ваши ежедневные задачи. И именно узкая функциональность делает Smart ForTwo полноправным членом премиум–сегмента. По сравнению с A-класс – это выбор не тех, кто с трудом накопил на первый "Мерседес", а тех – кто может себе позволить куда больше, но не хочет. И об этом все знают.

1351160501899

И это еще не все. Помимо роскошного салона (статусное потребление и имидж в стороне не оставим) и уникального цвета, делающего ваш Smart единственным, есть в нем еще одна очень любопытная черта. Это один из редких автомобилей, который стимулирует выработку эндорфинов, гормонов радости. Автомобиль куда более благосклонно, чем кажется, воспринимают на дороге и всегда уступают место в потоке. На нем можно скакать между рядами, резво ускоряться и просачиваться там, где другие позволить себе не могут. А это не просто удовольствие от активного вождения – это еще и экономия времени. Времени на дорогу и времени на парковку. Причем ощутимо, реально... Да, для кого-то "понты дороже денег" и свой августейший зад передвигать можно позволить лишь в пяти-с-половиной-метровом седане или внедорожники (с тремя метрами пустого пространства сзади). Это способ доказать окружающим что ты круче их, а обеспеченным соседям – что ты один из них. Но что если доказывать уже ничего не надо? Что, если мнение окружающих уже не важно, но это не мешает уважительно к ним относиться? Да, в России таких людей не много – но несколько примеров есть и среди моих знакомых: владелец преуспевающего банка, который ездит на мотороллере;  собственник большого холдинга, в который входят компании–лидеры своих сегментов, который стоит в очереди в корпоративной столовой вместе с сотрудниками и ест то же, что и они... Не так и мало людей, которые в отличии от своих наемных менеджеров не летают бизнес-классом и не выстраивают параллельные вселенные, а стараются своей работой и своим примером улучшить этот мир, сделать его чуть добрее, чуть удобнее и позитивнее. Я думаю, что Smart именно для таких людей.

И именно поэтому черный Gelandewagen, темно-синяя 7-ка БМВ с элитными номерами да и просто соседи из потока без возмущения пропускают Smart и машут в ответ на "спасибо". Open your mind :-)

PS. Это пока вольные рассуждения на тему. А про впечатления от собственного тест-драйва я озвучу чуть позже ;-)

PPS. Забыл упомянуть, что автомобиль был любезно предоставлен дилером "Мерседес-Бенц" и Smart в Санкт-Петербурге "Звезда Невы". Это тоже важно, но про это я еще напишу.
По мне еще оттуда нужно выпить ДВС, как к примеру сделано в Nissan Leaf. Правда у Nissan Leaf габариты хм, а вот у Mitsubishi i MiEV уже получше. Правда ценник весьма и весьма кусается :)
Надеюсь, что на электрическом Смарте я тоже прокачусь в ближайшее время. Говорят, оочень даже :-)
- и машут в ответ - если позволите...
а как у таких машин с безопасностью? капсула смерти? ))
Четыре звезды – это более чем. За рулем многих автомобилей значительно опаснее, особенно тех, что сделаны года до 2007-го :-)
На Родосе брал в прокате, очень стильная машинка.
Ну зачем вы так, я только решил более-менее осознанно выбрать себе машину (седан бизнес класса), а тут вот те на :(
Но одна отговорка у меня есть - в Красноярске нет ещё таких серьёзных проблем с парковкой :)
у меня просто заголовок бы не влез, если бы я написал не "горожан", а "жителей крупных мегаполисов". Я думаю, что 2-3 млн. жителей – после этого Smart становится разумным выбором. А так да, бизнес-седан :-) Он должен быть обязательно. Смарт можно и позже, это не Мини :-)
А я вот поглядываю на Smart 2: очень сложный выбор... Радикальный ForTwo или компромиссный ForFour? Именно во втором поколении исправили все косяки первого и добавили новую фишку - минимальный радиус разворота.

Хотя дизайн испортили... Но надо вживую посмотреть
я тоже жду живую машину – очень спорные ощущения от дизайна. Но видел пару недель назад в Париже Renault Twingo. Менеджер сказал, что Smart будет значительно просторнее внутри. Если так, то это очень и очень круто. ForFour мне по картинкам показался очень сбалансированным. "Твинго" - просто прекрасным :-)